Валентина Ансимова
Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями. И, хотя образовательная функции школ и дошкольных учреждений по-прежнему остается ведущим аспектом их деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья учащегося. Ведь здоровье – это основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Публикация «Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста» размещена в разделах
В связи с вышерассмотренными позициями, остановимся на концепции Ю. В. Науменко, которая полагает, что приоритет сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, имеет исключительное значение для качественного освоения современного образования в начальной школе. В педагогической науке уже сложились предпосылки для разработки целостной социокультурной концепции здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Идеи целостного подхода определения механизмов формирования здоровья, его сохранение и совершенствование основано, прежде всего, на анатомо-физиологических и психологических особенностях развития детей данных возрастов, так как для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е определённое соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности.
Психологи Л. М. Фридман и И. Ю. Калугина считают, что у детей 6 лет познание самого себя сочетается с одновременным познанием окружающего мира, – что является необходимым условием для развития ребёнка. Центральная регуляция функции самосознания – это осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания, что связано с формулированием ребёнком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практические реализовать её.
А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Ж-П. Пиаже, Б. М. Теплов, отмечают, что представления шестилетнего ребёнка о себе уже довольно адекватно отражают его центральную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценность 1) отношение к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельность; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.
По сравнению с дошкольниками дети данного возраста лучше осознают свои поступки – зачем и почему он их совершает, лучше осознаёт и своё отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы.
Исследования Ж-П. Пиаже и Б. М. Теплова выявили, что мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребёнка на главные роли в играх, на роль отличника в школе, в обидах ребёнка или его радости при достижении успеха в нелёгком деле.
К семилетнему возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Им доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Б. М. Теплов, отмечают, что логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не характерна для семилетнего. Даже приобретая черты обобщенности, его мышление остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития.
По мнению И. В. Дубровиной в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. С поражениями или недостаточным развитием отдельных областей, зон мозга бывают связаны и некоторые трудности в обучении детей, в усвоении ими учебного материала, выполнении учебных обязанностей, недисциплинированность.
Учебная деятельность детей напрямую зависит от того, какое из полушарий выполняет доминантную функцию, а какое подчинительную.
Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т. п. Его называют «рациональным» т. е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.
Физиологи и психологи обращают внимание на работу правого полушария, отвечающего за все «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию – множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причём не только художественном, но и научном