Алиса Девятко
Психологические развитие детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. 4-хлетние дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому, особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Публикация «Психологические развитие детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)» размещена в разделах
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т. п.). Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением.
Особое внимание уделяйте личностному общению со своим малышом. Ведь ваш ребенок вступил в возраст «почемучек». Будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать ребенку. Не отмахивайтесь от его вопросов! Возраст «почемучек» самый благодатный для развития восприятия окружающего мира, для развития понятийного аппарата ребенка. Готовность "на равных" обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
У детей 4-5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. Полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйте выполнение. Приучайте своего ребенка доводить любое начатое дело до конца. Это дисциплинирует ребенка, он быстрее усваивает определенные правила и нормы поведения.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки, коробочки, платочки и т. д.
Особенность возраста - бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребенок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами. Обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина, дедушка; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина, бабушка. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
В среднем дошкольном возрасте идет активное развитие всех познавательных психических процессов. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Активно играйте с ребенком в игры с правилами: настольные (лото, детское домино, «ходилки») и подвижные (прятки, салочки, «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.). Учите ребенка соблюдать правила игры. Объясняйте, что в играх с правилами есть победитель и есть проигравшие.
Совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается преднамеренное запоминание и припоминание, постепенно развивается возможность произвольного переключения. К 5 годам ребенок может запомнить уже 5-6 предметов, (из 10-15, изображённых на предъявляемых ему картинках, 5-6 слов, произнесенных в непроизвольной форме, запомнить и пересказать сказку по картинкам.
Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем семьи ребенка, так как именно в общении с родными взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует правила и нормы поведения.
Учите ребенка быть вежливым, т. е. вежливо попросить что-либо («Дай, пожалуйста, мне зайчика. Я поиграю и верну тебе», вежливо отказать («Я не дам тебе игрушку, я еще сам не наигрался, вот поиграю немножко, а потом дам тебе», уступить («Ладно, давай поиграем с тобой в куклы, но потом мы вместе будем собирать мои пазлы», настаивать на своем («Для фундамента нужно брать большой кубик, чтоб дом не развалился»).
Именно к пяти годам ребенок начинает жаловаться на детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. "Заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила.
Каждый раз анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Стремитесь к тому, чтоб у вашего малыша было положительное самоощущение. Говорите о том, как вы его любите, какой он замечательный, умный (знает то-то и то-то) и умелый (умеет лепить зайчика, строить кораблик из кубиков, может рассказать сказку). Хвалить нужно за реальные дела. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой, именно так и зарождается положительное самоощущение, другими словами – положительная самооценка.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания (агрессивность, раздражительность, плаксивость, патологические привычки) ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В семье должны быть едины требованиях. Большое значение имеет «эффект переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы (тревожность, страхи, агрессивность) на ребенка. Поэтому, очень важно разобраться в различных негативных проявлениях ребенка и только после этого их корректировать. Если же вы самостоятельно не смогли определить причины отклоняющегося поведения детей, обязательно обращайтесь к специалистам за консультацией.
И помните, что поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения своих родителей.