Маргарита Абдурашитова
Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
А. С. Макаренко
Публикация «Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство – важный период становления личности ребенка. В это время ребенок приобретает знания об окружающем мире, у него формируется отношение к людям и труду, усваиваются навыки (бытовые и гигиенические, появляются привычки и складывается характер. Все выше перечисленное ребенку прививается в ходе игры, которая является ведущим типом деятельности у дошкольников, как наиболее своеобразный способ усвоения опыта и знаний. В игре развивается мышление, внимание, память, воображение, формируются личностные качества, закладывается понимание того, что поведение должно соответствовать правилам, ребенок ощущает себя в коллективе и может оценить свои поступки, а так же поведение своих товарищей.
Важной предпосылкой к возникновению сюжетно-ролевой игры является сравнение и отождествление дошкольником своих действий с действиями взрослого, поэтому часто в ходе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых. Сюжет – это та область деятельности, которую воспроизводят дети, а роль – позиция ребенка в отношении уже имеющегося образца. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.
Игры младших дошкольников будут отличаться по содержанию от игр старших детей. Это связано с уровнем умственного и эмоционального развития малышей, а так же с отсутствием опыта. Игры будут прерывисты, бессвязны и нелогичны, они не отразят многообразия мира. В младшем дошкольном возрасте дети в игре воспроизводят действия с игрушками, которые им показывают взрослые. Участвуя в одной игре, дети мало обращают внимание друг на друга, и играют не сообща.
Развитие сюжета игры прослеживается в возрасте 4 лет, когда у ребенка расширяется кругозор, область их интересов и накоплен жизненный опыт. Здесь наблюдается взаимодействие играющих, логичность действий, через действия, которые становятся более обобщенными, выражается отношение к другим детям, а точнее их ролям. Часто возникают конфликты из-за обладания каким-либо предметом или из-за воспроизведения роли, поэтому происходит частая смена сюжетов, следовательно, пока у игр небольшая продолжительность.
У старших дошкольников появляется длительная перспектива игры, которая строится на взаимоотношениях между персонажами, на диалогах и эмоциях. Дети заранее распределяют роли, планируют сценарий игры, развитие сюжета и живо реагируют на какие-то изменения в ходе своей деятельности. Придирчивы к выполнениям правил и реалистичности происходящего.
Сюжеты игр дошкольников можно разделить на 3 группы: с сюжетами на бытовые темы, с производственными сюжетами и игры с общественно-политическими сюжетами. Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, но в них наблюдается развитие. Таким образом, развитие сюжетов игры происходит совместно с умственным и эмоциональным развитием ребенка, игры с предметами на следующей ступени переходит в игровую деятельность, где отражаются личностные отношения, а затем в игры, где помимо личностных качеств важно подчинение правилам и нормам.
Игровая деятельность не может проходить без участия взрослых, только мы можем открыть детям знания об окружающем мире, объяснить о функциях людей, об их отношениях, о правилах поведения и общественных нормах.
Источником сюжетно – ролевых игр является действительность, поэтому ребенок возьмет на себя только ту роль, которая ему известна, в той сюжете, с которым он знаком. Исследования показали, что ребенок примерит на себя только ту роль, проигрывая которую по образцу из действительной жизни, даст положительное эмоциональное отношение деятельности.
При реализации одной и той же роли в разном возрасте ребенка прослеживается переход от изображаемых действий своего персонажа к отражению его личностных качеств и изображению его отношения с окружающими.
Нарушение логичности игры прослеживается только у малышей из-за недостаточного знания порядка реальных действий, а так же из-за пока еще слабо развитого воображения и мышления. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается логичность действий, правила и законы, подобные тем, что есть в реальной жизни, в ходе игры ребенок проникает в те сферы действительности, которые вне игры пока ему недоступны. Любая роль является копией реальных действий.
Так же существуют игры с правилами, которые обозначены еще до начала игры, а ребенок согласно должен подчинить им свое поведение.
К таким играм относят : игры подражательно-процессуальные, в которых сюжет связан непосредственно с имитацией действий, драматизированные игры по определенному сюжету, игры по сюжету с несложными правилами, игры с правилами без сюжета, спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.
Игры с правилами в дошкольном возрасте развиваются в том же направлении, что и сюжетные ролевые игры : от игр с развернутым сюжетом и ролями и скрытыми за ними правилами к играм с открытыми правилами. Развитие сюжетных ролевых игр и подвижных игр с правилами в дошкольном возрасте подчинено одной и той же закономерности. На младших ступенях дошкольного возраста в отношении психологического содержания нет принципиальной разницы между сюжетно-ролевыми играми и так называемыми играми с правилами, а усвоение игр с правилами подготавливается внутри сюжетно-ролевых игр.
В дошкольном возрасте подчинение правилам легче происходит в игровой роли, ведь в игре побуждения ребенка связаны с представлением об образе и функциях человека, роль которого он выполняет, эти побуждения поддерживаются играющими детьми – коллективом.
С возрастом дети переходят от показа результата действия к показу способа его выполнения, а затем к показу общего рисунка движений, связанных с этим действием, больше работают в диалоге («со словом», часто переименовывают предметы и используют их согласно новому наименованию. Игра имеет большое значение для формирования механизма регуляции и контроля поведения.
Практика показывает, что в ходе игры происходит развитие речи и мышления, и воображения, т. к. в процессе игровой деятельности ребенок может заменить один предмет другим, предмет-заместитель использовать по его новому назначению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность влияет на развитие коммуникативных навыков, воображения, речи, внимания, памяти, восприятия, наглядно-образного мышления, самосознания ребенка, моральных качеств ребенка и эмоциональности. Игровая деятельность должна занимать значимое место в жизни дошкольника, как средство развития и ознакомления с окружающим миром.