Ольга Архангельская
Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Министерством образования и науки РФ утвержден и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В данном документе определены основные направления развития и образования дошкольников, которые представлены пятью образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» призвана ввести ребёнка дошкольного возраста в социум. Документы гласят, что содержание этой образовательной области «направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными)
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей. Социализация – процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Наиболее эффективной формой социализации ребёнка является сюжетно-ролевая игра. Это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Строится она на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития дети еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, они совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом.
Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез и вкладывает в нее все свои силы и способности, и поэтому, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной с другими людьми жизни, он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностных отношениях.
Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка исполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им, что показывает, насколько глубоко ребенок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» - писал Д. Б. Эльконин.
Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Для проведения полноценной игры ребенку необходимо накопить определенный жизненный опыт. Для этого воспитателю важно провести предварительную работу, затрагивающую все образовательные области, предусмотренные программой. Не последнее место в подготовке сюжетно-ролевой игры занимает работа с родителями воспитанников, включающая и изготовление атрибутов, и экскурсии, и совместные игры.
В уже знакомую игру воспитатель вносит «расшатывающую» ситуацию, наталкивающую детей на преобразование уже знакомого сюжета и придумывание нового. Возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Далее сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их, намечают дальнейшее направление сюжета. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
Умение педагога наблюдать за детьми даст ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.