нина захарова
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы «Игра-ведущий вид деятельности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Захаровой Н. К.
на тему «Игра — ведущий вид деятельности ребенка».
МДОУ детский сад комбинированного вида № 76 с. Речицы.
(слайд 2) Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя средней группы „Игра-ведущий вид деятельности ребенка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
(слайд 3) Тема самообразования «Игра — ведущий вид деятельности ребенка» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной игровой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игр.
(слайд 4) Начиная работу по теме самообразования, мною были поставлены следующие задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
2. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Игра — ведущий вид деятельности ребенка».
3. Применить эти разработки на практике.
(слайд 5) Цели работы:
1. Воспитывать привязанность ребёнка к игре.
2. Воспитывать интерес к играм.
3. Развивать творчество детей.
4. Способствовать закреплению знаний детей о правилах игры.
5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.
6. Пополнить развивающую среду атрибутами и материалами для сюжетно ролевых игр, театрализованных и режиссерских, дидактических игр.
7. Подготовить картотеки для каждого вида игр в средней группе.
Практическая работа по теме самообразования.
(слайд 6) Итак игры делятся на две группы :
1. игры, придуманные самими детьми – творческие: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, хороводные, игры-эксперименты.
2. игры, придуманные взрослыми – игры с правилами:
дидактические, развивающие, подвижные, спортивные игры, которые классифицируются с учетом разных оснований дидактические игры.
(слайд 7) Виды игр:
• Дидактические: на развитие внимания, логического мышления, памяти, зрения, слуха, различения формы, величины, ориентации в пространстве
• Сюжетно–ролевые
• Театрализованные: игры – инсценировки, игры имитационного характера с использованием пения и танцевально-ритмичных движений, игры-драматизации
• Режиссёрские
• Строительные
• Народные, хороводные игры
• Игры с песком, игры-исследования и игры эксперименты
• Подвижные
• Спортивные
• Игры - забавы
• Самостоятельная игровая деятельность
(слайд 8) Дидактические игры
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
(слайд 9) В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
(слайд 10) Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
(слайд 11) В нашей группе созданы условия для развития интеллекта детей. Созданы в условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.
(слайд 12) Сюжетно-ролевая игра
Если присмотреться, как играют наши дети, то увидим, что чаще всего дети в игровой форме воспроизводят быт взрослых. При создании воображаемой ситуации в игре, ребёнок учится участвовать в социальной жизни, т. е. выстраивается своеобразная модель мира взрослых. Сюжетно ролевая игра помогает осваивать взаимосвязь профессий. Так через игру ребёнок учится участвовать в социальной жизни, примеряя на себя роль взрослого.
Разработано планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей среднего дошкольного возраста.
(слайд 13) В процессе работы были оформлены центры для игр «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Гараж», «Мастерская», «Строители» которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
(слайд 14) Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводилась экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно - ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм, обговаривание правил игры, правил поведения во время игры.
Важно непосредственное участие воспитателя т. е. стимулирование к созданию игровой обстановки, участие как партнёра в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.
В процессе работы внимание уделялось, на формирование дружеских тёплых отношений детей друг к другу, велось обучение детей решать конфликты мирным путём
(слайд 15) Была подготовлена картотека сюжетно - ролевых игр в средней группе.
(слайд 16) Театрализованные, режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.
(слайд 17) Строительные игры
Конструктивные, строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.
(слайд 18) Подвижные игры и спортивные игры.
Современные образовательные требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности, т. к. движения — основа жизни. (слайд 19) В этом воспитателю помогают подвижные и спортивные игры. Для реализации данных требований была составлена картотека подвижных игр.
(слайд 20) В заключении хочется сказать, что игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
(слайд 21)
Играйте с детьми!
Играйте искренне!
Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаем с горки, дети начинают верить, что их воспитатели не всегда были взрослыми.
И мы становимся ближе друг к другу.