Галина Любезных
Роль загадки в развитии умственных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детского сада. На каждом возрастном этапе развития умственных способностей детей используются различные формы устного народного творчества
Дошкольники испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Для детей оказались сложными многие задания: не всегда дети могут объяснить значение загадки, доказать отгадку при отгадывании загадок, не всегда точно понимается и излагается смысл загадки.
Публикация «Роль загадки в развитии умственных способностей детей» размещена в разделах
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Используя в повседневной жизни загадки, дети учатся ясно выражать свои мысли и чувства, развивать речь. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний о целом ряде предметов, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой умственного развития и творческой деятельности ребенка. Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей.
Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки, инициативы. Загадки могут быть действенным средством развития умственной деятельности у старших дошкольников при условии обучения конструированию загадок и приемов их решения.
Если будет разработана рациональная и достаточная по объему система заданий и упражнений с использованием загадок, то у дошкольников будут сформированы способности направленные на развитие речи, памяти, мышления, творческого воображения, на обогащение словарного запаса и представлений об окружающем мире, а также на развитие ребенка в целом.
Решая поставленные задачи, используются следующие средства:
1. Форма проведения: организация непосредственной образовательной деятельности, с использованием загадок, режимных моментов в течение всего дня, самостоятельная игровая деятельность.
2. Форма организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
3. Методы:
практические: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
словесные: беседы, описания, вопросы к детям;
наглядные: рассматривание иллюстраций, схем, образцов, таблиц, наблюдения, фотографии;