Наталья Коломина
Родительское собрание «О развитии умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
▼ Скачать +Заказ
Конспект родительского собрания на тему :
«О развитии умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детского сада № 430» Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Коломина Н. И.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
НА ТЕМУ:
Публикация «Родительское собрание „О развитии умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
«О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»1. Подготовка к собранию :
1) В уголке для родителей поместить информацию по вопросу развития умственных способностей детей средствами игровой деятельности.
2) Примерно за неделю родителям предлагается ответить на вопросы анкеты
(анкета прилагается)
3) К родительскому собранию подготовить памятки о том, какие развивающие игры рекомендуется приобретать (изготовить самостоятельно и организовывать) с детьми дома.
4) Совместно с детьми изготавливаются именные пригласительные билеты для родителей на собрание.
5) Организуется выставка развивающих математических игр в группе.
6) Для родителей организуется открытый просмотр игрового занятия «Путешествие по стране Математики»
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые мамы и папы! Просим Вас ответить на некоторые вопросы.
Заранее благодарим за сотрудничество.
1) В чем, на Ваш взгляд, заключается подготовка ребенка к школе?
2) Назовите любимые игры и игрушки Вашего ребенка.
3) Какие развивающие настольные (настольно-печатные) игры есть у Вашего ребенка дома? Любит ли он в них играть?
4) Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
Х О Д С О Б Р А Н И Я
1. Сообщение воспитателя на тему: «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе»
Примерное содержание выступления:
- Знакомство родителей с показателями готовности детей к школьному обучению.
- Раскрыть роль игр, занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).
Подчеркнуть, что занимательный математический материал является одним из средств подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.
2. Беседа с родителями по результатам открытого просмотра игры-занятия «Путешествие в страну Математики».
Примерные вопросы к родителям :
- Какие, на Ваш взгляд, качества, необходимые будущему школьнику, получили развитие на данном занятии?
- Что наиболее ценным в плане развития и воспитания Вы видите в занятиях игрового типа? Нужны ли подобные занятия в старшем дошкольном возрасте?
- Было ли Вам интересно (полезно) присутствовать на данном занятии? Поможет ли открытый просмотр организовать занимательные развивающие игры с ребенком дома?
3. Презентация выставки развивающих математических игр в группе, советы по использованию игр дома.
4. Вручение родителям памяток по организации развивающих игр математического характера с детьми дома.
Текст выступления для родителей.
Тема: «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.
В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе изменились. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих не только начальным багажом знаний, но умеющих мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.
Изменились и методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.
Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем проводить со старшими дошкольниками :
(Эти игры демонстрируются родителям)
-Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов («Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»)
Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом (см. схемы) на части геометрические фигуры – квадрат или овал.
Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Эти игры легко можно изготовить самим из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика или других материалов.
Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
- Лабиринты
Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.
Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.
Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «15»)
Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.
Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.
Игры на составление объемных фигур из кубиков («Уникуб» - автор Б. П. Никитин, «Уголки», «Куб-хамелеон»- автор Ю. А. Аленков)
Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.