Татьяна Уточкина
Развитие умственных и творческих способностей детей с помощью лепки
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способностей воспринимать прекрасное в природе, искусстве окружающей действи - тельности побуждению у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса умений и навыков в творческой деятельности.
Эстетическое воспитание в ДОУ создаёт предпосылки для последующего развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного искусства.
Публикация «Развитие умственных и творческих способностей детей с помощью лепки» размещена в разделах
Формирование эстетического творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения.
Интерес к окружающему миру у ребенка очень велик. Его привлекает многое: и краски природы, и игрушки, и книжки с картинками. Но достаточно полно и широко воспринимать это без помощи взрослого, без соответствующей подготовки он не может. Чтобы открыть ему глаза на этот мир, нужна помощь педагога, который сам способен удивляться и радоваться. Чем богаче впечатления, чем содержательнее, интереснее его жизнь, тем более будет развиваться его воображение, а при условии своевременного овладения ребёнком способов изображения, его работы будут более разнообразными, интересными, творческими.
Вот почему я отношусь к творческим способностям детей дошкольного возраста как к совершенно,который можно заполнять самыми разнообразными задачами.
Общеизвестно, что практически все дети обладают врождёнными способностями к восприятию прекрасного в жизни и в самых разнообразных видах искусства, и в дошкольный период они интенсивно пытаются выразить свои способности в изобразительной деятельности, музыке, танце, лицедействе, проявляя свои способности наиболее ярко, как в одном каком – либо виде, так и зачастую одновременно в нескольких.
Пускать этот…. на самотек – значит привести ребенка к творческой самокатострофе, когда. испробовав все, что он может, и, не получив развивающей поддержки, ребёнок начинает отторгать почти все эти виды искусства как возможность для творческого самовыражения, так как к моменту прихода в школу он уже как бы успевает «свариться в собственном соку».
Бессистемный набор знаний необоснованных психологическими особенностями детского восприятия обычно приводит к нежеланию ребёнка работать под руководством….
Вот почему я ставлю следующие задачи по развитию творческих способностей детей :
. развитие формирования нравственно – эстетических качеств восприятия окружающего мира и искусства;
. формирование творческого воображения и фантазии в системе решения последовательных композиционных задач;
. овладение разнообразными художественными приёмами, способствующими наибольшей эмоциональной выразительности в детских работах;
. выявление и…. творческих способностей в других видах искусства.
В детском саду провожу много интересных занятий. На которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Я формирую на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учу понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре.
Художественное творчество – любимое детское занятие, а лепка является самым осязательным видом этого творчества и дает удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нем в пространственно – пластичных образах. Вот поэтому я обратилась к теме «Развитие умственных и творческих способностей детей через лепку». Опыт показал, что самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть. Чувствовать, оценивать и создавать по законам красоты.
Овладение приёмами лепки, формирование детского творчества я провожу постепенно. Начиная с младшей группы, учу детей осваивать первоначальные умения обращаться с пластичным материалом, создавать из него формы, которые. они используют при изображении предметов, композиций.
Формирование детского творчества провожу постепенно. Сначала я даю детям задание, которое требует от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности : по моей установки (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют со мной, проявляя при этом элементы творчества. Затем я даю задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Действуя совместно, дети начинают понимать, что приобретённые умения можно комбинировать и видоизменять. В заключении дети получают от меня задание….к самостоятельным действиям по обдумыванию ….видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств. Занимаясь с детьми лепкой, я соблюдаю следующие правила:
. не ограничивать инициативу детей;
. предоставлять детям богатый пластический материал;
. предлагать детям лепить всё, о чём они любят говорить и беседовать с ними обо всём, что они любят лепить;
. работами детей украшать группу, детский сад. ;
. не критиковать сюжеты детских работ.
Много внимания я уделяю работе с родителями по развитию творческих способностей у детей. Консультации «Первые ступеньки в лепке», «Овладение техникой лепки», «Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка» помогают родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, их интересах.
Проведенная мною работа отразилась положительно на детях. У них повышена сенсорная чувствительность: тонко воспринимают форму, цвет, пластику, фактуру. У них широко развито воображение, пространственное мышление, мелкая моторика. Они умеют планировать работу по реализации замысла, предвидят результат и достигают его. Они с удовольствием воплощают свои замыслы, стали глубже понимать и ценить искусство.
В дальнейшем в свою работу я намерена внести наиболее эффективнее методы и приёмы, обеспечивающие высокие результаты обучения и воспитания детей.