Алла Одинцова
Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении
«Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Управления системой образования
Волоколамского муниципального района Московской области
«Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников»
(Из опыта работы)
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории:
Публикация «Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одинцова А. А.
«Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников»
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете останемся мы одни.
Д. Родович
С раннего детства остаются в нашей памяти нежные воспоминания : как мы идём по узкой тропинке по лесу, через огромные деревья пробивается луч солнца, а вокруг поют птицы и пахнет цветами; как мы собираем малину и с полными корзинами возвращаемся домой, через золотистое поле пшеницы, которая нежно качается на ветру; тихий пруд наполовину наполненный водой …Эти памятные картины согревают нам сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
Василий Александрович Сухомлинский
Мы с вами - часть природы, и без неё не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим без участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения детей к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывать фундамент своего здоровья.
Все мы знаем: общение с природой делает человека добрее, будит лучшие чувства.
Все мы знаем: будущее станет таким, каким будет человек.
Все мы знаем: будущее все цело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание детей.
Поэтому нужно с самых первых дней жизни ребенка через красоту пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно повлияет на психологическое и физическое здоровье.
Прогулку детей в детском саду я стараюсь проводить два раза в день, так как она играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении ребенка. В зависимости от вида прогулки, а она может быть типовая, смешанная, в виде экскурсии или похода, я определяю следующие задачи:
- Развивать речь детей;
- Расширять кругозор детей;
-Учить дошкольников использовать полученные знания и умения в играх, рисовании и т. д. ;
- Развивать творческую фантазию и воображение;
- Развивать память, внимание, мышление дошкольников;
- Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;
- Воспитывать умение внимательно слушать и слышать;
- Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней;
- Воспитывать у детей настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
- Совершенствовать основные виды движений.
Ведущим методом в экологическом воспитании дошкольников – является метод наблюдения.
Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
Наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям. В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности - наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.
Наблюдения могут быть проведены на прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в процессе экспериментально-опытнической деятельности.
Руководство наблюдениями дает возможность научить ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи.
Я хочу отметить роль игры во время прогулки, так как именно она является основной деятельностью детей дошкольного возраста.
При проведении игры я учитываю особенности поведения детей. Игра не является самоцелью, а лишь средством воздействия на ребёнка, звеном в общей системе воспитания. Главное - это научить детей играть активно и целенаправленно.
Играя с детьми на прогулке я могу сказать, что практически любая игра, проводимая на открытом воздухе, многофункциональна и многоцелевая.
Во-первых, место для игры в рамках прогулки может быть самое разнообразное. Она может быть использована как непосредственная образовательная деятельность, а также как отдых.
Во-вторых, цели, которые можно решать с помощью конкретной игры, разнообразны и зависят от направленности непосредственной образовательной деятельности и поставленных мною задач.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Дети получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем опыты. Опыт всегда строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываются причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняю их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
Детей привлекаю к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный с воспитателем трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и ее сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель проводимой мною работы :
Формирование основ экологической культуры у детей – научить любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, прививать любовь к родным местам, к живой и неживой природе.