Ирина Миронова
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.
Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.
Публикация «Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.
Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью - малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами - звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.
Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.
Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.
Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.
Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка : анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс - это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа - это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.
Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания - экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе.
Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть - проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения : рассказ, описание, диалог.
И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является - образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.
Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.