Анастасия Чечкина
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами
▼ Скачать + Заказать документы
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди которых коммуникативно-личностное, познавательное и речевое развитие ребенка.
Публикация «Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Речевое развитие является важным фактором социализации человека в обществе. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости и выборе профессии.
Система дошкольного образования, в общем, и учитель-логопед, в частности, призваны способствовать коррекции речевых нарушений у детей.
Особую озабоченность учителя-логопеда дошкольного образования вызывает развитие речи, коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
Педагогическая наука и практика в настоящее время уже наработала определённый опыт в области речевого развития детей, в том числе детей с нарушением слуха.
В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых указывается на то, что человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе.
Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
Как утверждали Л. С. Выготский, Т. С. Гвоздев, А. Н. Корнев, Ж. Пиаже, Н. А. Ушакова и др., чтобы научить ребенка понимать речь и говорить, требуется много времени, поскольку и у нормально слышащего ребенка процесс овладения основными компонентами языка и речи на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, прагматическом) заканчивается только к возрасту 5–7 лет.
Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л. В. Неймана (1951, Р. М. Боскис (1963, Л. П. Назаровой (1976, Е. П. Кузьмичевой (1981, отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.
Физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условно рефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.
В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает "затруднение естественного развития речи", что также требует специального педагогического воздействия.
Слабослышащий ребенок накапливает слова в искаженном виде. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.
Дети с кохлеарными имплантами представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим детям (безречевым).
Основную роль речевого развитие у детей с кохлеарным иплантом играет учитель-логопед.
Можно определить при проведении работы учителя- логопеда по коррекции речи у детей с кохлеарными имплантами следующие принципы :
•коррекционная направленность обучения и воспитания;
•принцип дифференцированного обучения;
•систематичность и последовательность;
•доступность;
•обучение от простого к сложному.
Так же соблюдать определенные условия :
•при разговоре учитель-логопед находиться на уровне глаз ребенка;
•темп речи слегка замедленный (напевный);
•четкая артикуляция;
•многократное повторение слов и фраз;
•предварительное привлечение внимания ребенка к слушанию;
•подчеркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;
•выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);
•интонационно окрашенная речь.
Необходимость участия учителя - логопеда в реабилитации таких детей можно обосновать несколькими факторами:
- при работе с этими детьми учитель - логопед делает акцент на вызывание у неговорящего ребенка голосовых реакций, звуков речи, имитаций голоса, активизации артикуляторного и голосового аппарата;
- концентрирует внимание на контроль произношения, развитии интонационно – ритмической структуры речи;
- кроме нарушений слуха, большинство детей имеют сопутствующие речевые расстройства : дизартрия, алалия.
Литература:
1. Белоконь А. Н., Кузнецов А. О. Корреляционные взаимоотношения эффективности слухоречевой реабилитации и количества настроечных сессий у пациентов после кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2008. Приложение № 1. - С. 204-209: ил.
2. Богомильский М. Р. Кохлеарная имплантация у детей / Детская оториноларингология под ред. М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т. 1 (в 2-х томах). М. : «Медицина», 2005. С. 624 - 631.
3. Восприятие высоты голоса и мелодики речевых сигналов глухими людьми с кохлеарными имплантами / В. В. Люблинская, И. В. Королева, Е. А. Огородникова и др. // Рос. отриноларингология, 2007. № 4 (29). - С. 3-13.