Ольга Фомина
Роль театрально-игровой деятельности в личностном развитии детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрально-игровой деятельности в личностном развитии детей с ограниченными возможностями
Потребность в методах театрально-игровой педагогики огромна. Трудно недооценить воспитывающую и развивающую роль театра и игры с их возможностями педагогически использовать драматический инстинкт ребенка.
Публикация «Роль театрально-игровой деятельности в личностном развитии детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Ведущей деятельностью детей с ограниченными возможностями является сюжетно-ролевая игра, внутри которой в основном и происходит психологическое развитие ребенка. Но исследования специалистов показывают, что такие дети, играют гораздо меньше, чем обычные дети. Игровая деятельность у них развита очень слабо. Это обусловлено рядом причин.
Эти дети испытывают задержку в эмоциональном физическом или интеллектуальном развитии.
Современные научные знания говорят о том, что раннее детство необыкновенно важно для развития личности человека. В этот период в организме ребенка происходят самые большие перемены, воспитываются необходимые жизненные навыки, привычки, формируются черты характера, наклонности, которые будут играть решающую роль в дальнейшем развитии ребенка.
Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок.
Наблюдения за развитием детей с ограниченными возможностями показывают, что тот ребенок, основные духовные потребности которого в раннем детстве были ограничены, формируется как личность более медленно.
Недостаточное внимание, ухудшение воспитания, потеря чувства уверенности и безопасности приводят весь внутренний мир ребенка в хаотическое состояние. Театрально-игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в учебно-воспитательный процесс. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего «фона» для детей с ограниченными возможностями.
Введение методов театрально-игровой педагогики создаст необходимые условия для организации игровых ситуаций, в ходе которых у ребенка будут развиваться и символические функции, и внутренний план действий.
Благодаря театрализации учебная мотивация будет постепенно смещаться с процесса игры на ее результат. Здесь же можно говорить и о результатах в виде конкретных знаний, умении и навыков при работе с разными материалами.
Работая над постановкой спектакля, дети не только изучают литературу, они изготавливают необходимые атрибуты, знакомятся с драматургией и постигают секреты перевоплощения.
Театр, как синтетический вид искусства, соединяя все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического воспитания (литература, история, природоведение, музыка, изобразительное искусство и т. д., в которой стираются отдельные границы между дисциплинами. Эта система гуманитарно-эстетического цикла ведется не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что дает возможность сформировать у ребенка целостное мировосприятие. В процессе совместной деятельности дети проходят путь от поиска постановки проблем и поиска альтернативных решений до их реализации, что является подлинным процессом воспитания, который построен на методе воспроизведения образцов. Введение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс предполагает ее использование не как развлечение, а как метод стимулирования творческой активности у детей и ориентирован на личность ребенка в целом
Театр - это еще и школа общения, где дети учатся деликатному и чуткому отношению друг к другу, где рождается сочувствие и сопереживание, где дети приобретают навыки работы в коллективе.
В качестве важных моментов общения в процессе игры выступают эмпатия и рефлексия. Эмпатия характеризуется, как способность понимать психологические состояния людей и эмоционально на них откликаться.
Рефлексия - качество, позволяющее видеть свою позицию со стороны, объективно анализировать свои суждения и поступки "Благодаря наличию таких характеристик, как эмпатия и рефлексия игра является универсальным средством изучения особенностей общения и обучение общению" (Н. П. Аникеева "Воспитание игрой".)
Благодаря единству психологической природы общения и ролевой игры, игра имеет высокий психотерапевтический эффект. Она может изменить психическое самочувствие, способы общения в коллективе, поднять социальный статус. Роль поможет раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.
Все это позволяет говорить об универсальности и целостности театральной педагогики.
Использование методов театрально-игровой педагогики позволяет сочетать в себе труд и удовольствие, познание мира и игру, организацию и точный расчет, помогает развивать мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное. Театральная деятельность развивает память и умение сосредоточиться, настойчивость в достижении цели, чувство гармонии.
Научными исследованиями последних лет установлено огромное значение в жизни человека здорового смеха, радости, веселого настроения.
Чувство радости расширяет все кровеносные сосуды, ускоряет кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Смех действует освежающим образом на утомленный, усталый мозг. При смехе мозг подвергается своеобразному массажу, и накопившиеся продукты утомляемости удаляются более интенсивно, что создает наиболее благоприятные условия для его отдыха.
Влияние радости и здорового смеха особенно усиливается по отношению к детям с ограниченными возможностями. В педагогике и психотерапии все чаще начинают использовать детский театр в качестве корректирующего средства для детей замкнутых, застенчивых, страдающих заиканием и другими психическими отклонениями.
Огромную роль в этическом развитии детей играет искусство, так как эмоциональное подкрепление помогает ребенку различать хорошее и плохое, оно является первым этапом формировании понятий добра и зла, которые еще безэмоциональны. Таким образом, произведения искусства и чувства, которые возникают, служат как бы ступеньками в процессе познания, дают возможность перейти от частного к общему, формируя основу чистого разума.
Именно благодаря познавательной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек и получает удовольствие от произведений искусства, от созерцания картин, от спектаклей и стихов.
Искусство особенно важно для воспитания нравственности, так как понятия о добре и зле, будучи абстрактными и чисто разумными, могут не вызвать в ребенке желание следовать этим нормам, но, получив определенную, положительную или отрицательную окраску, вызовут желание вести себя соответствующим образом.
Развитие нового знания основывается собственной активности на человека, а потому так важно уже с раннего возраста обучать детей творчеству умению наблюдать и понимать людей, их переживания. Здесь надо учесть необходимость развития самостоятельности, активности и индивидуальности при воспитании детей, прежде всего, учесть вопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности, a также с изучением роли индивидуальных качеств и способности в становлении поведения, формировании активной, социально адаптированной личности ребенка.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями сама по себе заслуживает серьезного анализа. Отсюда и ценность комплексного педагогического и психологического воспитательного процесса через театрально-игровую деятельность.
Одно из основных правил педагогики и психологии гласит: понимать значит помогать!
Поэтому важно, чтобы моя творческая работа шла навстречу эмоциональной жизни ребенка и помогала через театрально-игровую деятельность сформировать универсальную, свободную, творческую личность. Так как интеллект, духовно-нравственные, творческие силы членов общества вот главный источник человеческого богатства. Сегодня без возвышения человеческого в человеке невозможно не только продвижение вперед по пути социального прогресса, но и сохранения жизни на земле. Основной моей задачей становится человекотворчество.
Используемая литература:
1. Соловейчик С. Педагогика для всех – 2-е изд. – М. :Владос, 1999 г.
2. Рогов Е. И. Эмоции и воля. – М. :Владос, 1999 г.
3. Винокурова Н. Магия интеллекта. – М. :Эйдос, 2004 г.
4. Смирнов В. П., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн. – М. : Новая школа, 2003г.