оксана сулейманова
Формирование активной речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается квалификационная работа на тему: (слайд 1).
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими положениями:
1. Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Публикация «Формирование активной речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
3. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Слайд 2
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить положительное влияние малых форм устного народного творчества в формировании активной речи детей раннего возраста.
Задачи работы:
- провести анализ литературы по формированию активной речи детей раннего возраста;
- дать общую характеристику формированию активной речи детей раннего возраста;
- провести экспериментальное исследование по проблеме использования устного народного творчества в формировании активной речи детей раннего возраста.
Слайд 3.
На слайде 3 представлены объект, предмет и гипотеза исследования.
Слайд 4
Предпосылки развития речи в возрасте до 3-х лет обусловлены общим психофизическим развитием ребенка.
В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Для малышей это предметные игры, где любой предмет выступает в качестве игрушки. К 4-м годам младшие дошкольники предпочитают сенсорно-моторные игры.
Процесс овладения языком заключается в овладении лексическим запасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. Ребенок, развиваясь, овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно. Научаясь соотносить (а затем и произносить) тот или иной звуковой комплекс с предметом, который он обозначает, ребенок овладевает одновременно и лексическим составом языка, и фонетическим его строем. Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи.
Слайд 5
Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали: необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников.
B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских возможностей. Таким образом, малые формы устного народного творчества представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Слайды 6 – 9
Здесь представлены образцы малых форм устного народного творчества, на основе которых возможно развитие активной речи детей 2-3 летнего возраста
Слайд 10, 11.
В практической части мы провели диагностическое обследование речевого развития детей 2-3 летнего возраста. Базой исследования является МБДОУ ДС №59.
Слайд 12.
Характеристику речевого развития детей сделали путем проведения диагностики по следующему плану: уровень понимания речи; слуховое восприятие; связная речь; предметный словарь; словарь действий; словарь определений; грамматический строй речи. Результаты диагностики представлены на слайде 8.
Слайд 13, 14.
В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года, в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.
На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами: знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников; диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка; тесная связь с логопедическими технологиями; сбалансированный охват всех сторон детской речи; осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей; взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Слайды 15 – 17.
Образцы малых форм устного народного творчества запланированных к использованию в «Плане перспективной работы по формированию активной речи детей раннего возраста (2-3 года)» представлены на слайдах 15 - 17
Слайд 18.
После проведения эксперимента соотношение уровня развития речи детей в группе изменилось. В контрольной группе изменений не отмечено. В экспериментальной группе: детей с низким уровнем развития речи не выявлено, детей со средним уровнем развития речи – 5%, с высоким уровнем развития речи – 5%.