Фатима Топольскова
Роль сказки в жизни детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку, Уже предчувствует душа…"
"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" – эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Публикация «Роль сказки в жизни детей-дошкольников» размещена в разделах
Использование сказки – это один из путей повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса. Есть дети, которые быстро утомляются, отвлекаются, часто не могут довести начатое дело до конца, не удерживают в памяти задания. Традиционные занятия для них оказываются сложными и малоинтересными, и как следствие тормозится их речевое развитие, поэтому традиционные занятия нужно заменить новыми нетрадиционными методами. Таким методом является опора на сказку. Игра-инсценировка ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой. Участие в театральной деятельности помогает детям преодолеть неуверенность в себе, воспитывать волю и характер, развить внимание и память, речь и мышление.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своим движением. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, грустят, огорчаются вместе с персонажами. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Выбирая детскую сказку для своего ребенка, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. Детям 4-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети легко перевоплощаются в животных, копируя их манеру поведения. У детей развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, формируется умение понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, дает первые понятия о добре, зле, справедливости. Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет! Сказки – незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать его и решать его психологические проблемы. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Мир ребенка полон фантазий чудес и сказок. Ведь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка.