Елена Емельянова
Консультация «Роль сказки в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки живут среди нас, надо только разглядеть,
где и когда они начинаются.»
Слово – это путь познания души ребенка. Слово, самая универсальная система обмена информацией, самое древнее средство общения и воспитания, ведь язык – это бесценный дар человеку мудрой природы. Вместе с появлением слова зародилась сказкотерапия.
Публикация «Консультация „Роль сказки в жизни детей“» размещена в разделах
С давних времен родители рассказывают своим детям невероятные, занимательные истории. Сочиняя историю, каждый из родителей мог почувствовать себя на месте героев, например, мог выбрать роль счастливого, удачливого короля или королевы. Рассказывая эти истории из поколения в поколения, они наполнялись волшебством и чудесами, постепенно становились сказками.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение и поэтому в этом возрасте им очень нравятся сказки. Суть и жизнеспособность сказки это тайна её волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. Ведь сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия, а особая реальность, раздвигающая рамки обычной жизни. Сказка «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
В волшебных историях можно выделить следующие проблемы, которые они поднимают: трудности, связанные с общением; чувство неполноценности (практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное); страхи, тревоги по самым различным поводам; проблемы, связанные со спецификой возраста.
Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями.
Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Все фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, инее уводит детей от нее, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе; об образе жизни животных, об их повадках; о явлениях неживой природы, недоступные для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Эти качества в детях с ранних лет воспитывают родители, читая сказку ребёнку, вместе с ним рассматривая иллюстрации к ней, разыгрывая сказку по ролям. И все это проведенное время с ребенком будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. В дальнейшем чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, которая создает теплую уютную атмосферу в доме.