Наталья
Роль сказки в становлении личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Очевидно, что каждое новое поколение приникает к роднику народной мудрости, черпая из него пленительные художественные образы. В том – то и состоит суть народного искусства, живого, подвижного, вечно меняющегося, способного войти в нашу жизнь как собеседник и как нравственный ориентир. Многие века поют благодарным слушателям о радости, любви и счастье гусли – самогуды, волшебная свирель, чудесные листочки.
Публикация «Роль сказки в становлении личности дошкольника» размещена в разделах
«Просто Василиса Премудрая!» - восхищаемся мы чьим – то умом. «Хитёр как лиса», - негодуем по поводу чьей – то изворотливости. Говорим так и не задумываемся особо, что наш метафорический язык воссоздаёт образы народной мудрости, ставшие органической частью нашей повседневной речи. Так, образ лисы – хитрого и лукавого зверя – стал художественным средством изображения человеческих пороков – хитрости и лукавства. Образы волка с его неразумной жадностью, трусливого зайца, неуклюжего медведя переходят из одной сказки другую, в силу своей объёмности позволяют, не изменяя их существа, наполнят каждый раз конкретным современным содержаниям.
Волшебные сказки – образец слияния чудесного вымысла и жизненного содержания – радуют своей беспредельной, почти неограниченной фантазией и одновременно поднимают читателя (слушателя) до высот социального сознания. С трогательным волнением предаётся в сказках мысль о привязанности человека к родному краю. Родина – милый сердцу край, к которому стремится герой сказки всеми своими помыслами и чувствами. Какие бы удачи и счастье ни сулила жизнь в далёких краях люди в сказках, как и в жизни не мыслят своего существования без родины.
Сказки внушают дух уверенности бодрости, радость приятия жизненной борьбы за справедливость. Сказки выражают веру в победу высших нравственных начал, в торжество справедливости. Сказки рассказывают о предельно завидной участи тех, кто, пройдя через цепь испытаний, достигает желанных целей. На долю героев и героинь выпадают всякие невзгоды: им вредят злые, завистливые люди, враждебные силы стихий. Чудеса случаются, как правило, только с любимыми народными героями, правдивыми, честными, совестливыми, усердными в делах, отважными в минуты опасностей.
Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно оставляют своих героев в ситуации победителей и заставляют своих юных слушателей ликовать, когда чудовища повергнуты в прах, злодей наказан, добро торжествует. Ни одна победа не остаётся неотомщенной. Презираемому и униженному дарится благополучие. Сказки обряжают крестьянских сыновей в царские одежды, делают их правителями, королями. Все чаяния, устремления, надежды выражаются в сказки с такой силой, что волшебная история превращается в свидетельства очевидца.
С помощью сказки мы уносимся в подземное царство, взбираемся на хрустальную гору, переплываем моря и океаны, говорим с троллями, скачем на златогривом коне, восхищаемся пением волшебных листочков. При всём при том, сказки различают правду и ложь, выдумку и реальность.
Для сказок характерны устоявшиеся инициальные формулы: «Жил – был на свете крестьянин – ни богат, ни беден, и было у него три сына», «Жили – были на свете король с королевой. И была у них дочка – добрая – предобрая, а лицом – с белым цветком схожа».
Много общего у русских народных сказок с мировым фольклором – утверждение добра и справедливости, философское осмысление жизни, поэтическое восприятие и осмысление природных явлений. Вот лишь несколько примеров. Предания о великанах, часто встречающихся в скандинавском фольклоре. Эти исполинские образы, в трактовке известного нашего ученого А. Н. Афанасьева, олицетворяют собой тёмные массы туч, какими сопровождается их воздушный налё т: вихри, метели, град, вьюги, дождевые ливни и громовые удары. В сокрушённых обломках скал, в исторгнутых с корнем вековых деревьях и в других следах, оставляемых разрушительными бурями и грозами, «детская фантазия первобытных племён выдела результаты деятельности облачных духов; от чрезмерности тех средств, какие требовались для совершения подобных подвигов, она необходимо заключала о громадности самих деятелей».
Норвежская сказка «Коза Золотые рожки» и шведская сказка «Златогривый конь» вызывают много ассоциаций. В народном творчестве вообще часты повествования о мифических животных – быках и коровах. Наряду с золотогривыми конями народная фантазия создала тура – золоторогих, золотохвостых коров, баранов и овец с золотой и серебряной волною, козу – золотые рога. В старину люди не только признавали в облаках небесное руно, но и олицетворяли их бодливыми баранами, резвыми овцами, прыгающими козами. Сияния молний, обыкновенно уподобляемое блеску благородных металлов, заставило соединить с облачным руно эпитеты «золотого» и «серебряного». Сверх того, в сказочном эпосе встречается чудесный козёл и овца, которые, подобно мифическим коням рассыпаются златом и серебром. Разя тучи, молния проливает из них дождевую влагу, так как, с одной стороны, рога животных издревле употреблялись вместо пиршественных кубков, а с другой – рог был символом молнии отсюда и возникло представление о роге изобилия, расспыляющем на землю цветы и плоды.
Датская сказка «Волшебное дерево» с мотивом чудесного исцеления благодаря волшебным яблокам также имеет много аналогов. По древним преданиям в райских садах и рощах, на тенистых деревьях зреют золотые плоды (яблоки, дающие вечную молодость, здравие и красоту. По своим чудесным свойствам волшебные золотые плоды тождественны с бессмертным напитком – живой водой. Народный сказочный эпос обыкновенно сопоставляет оба это представления и соединяет с ними одинаковую жизненную и целебную силу. Блестящие молнии древние люди принимали за золотые шары, а они породили миф о золотых плодах, зреющих в счастливую пору весны и лета на деревьях – тучах. Благодаря животворящим свойствам, приписываемым небесным яблокам, русское придание даёт им название «молодильных» : стоит только вкусить от этих плодов – как в тот час же сделаешься и молодым, и здоровым. Так же возвращают здоровье и скандинавские волшебные яблоки.
Среди бытовых сказок особо выделяются сатирические. Их отличает задорная, весёлая шутка, резкая насмешка, обличающая трусливость и глупость корыстолюбивых богачей. Озорство, бесшабашная удаль в сочетании с мудростью свойственны старому, доброму знакомому – солдату и сказке «Огниво» Х. К. Андерсена. Его меткие афоризмы: «Спасибо – то в карман не положишь и шубу из него не сошьёшь», «кому служба – мать, а кому – мачеха» - надолго остаются в памяти. А вот этот афоризм: «Откуда птицы – пигалицы пошли» из знакомой сатирической сказки с её едким сарказмом по поводу спесивых дочерей богатого мельника тоже невозможно забыть.
Среди детских сказок наряду с творениями оригинальными, не встречавшимися больше нигде, есть произведения со своеобразной интерпретацией популярных сюжетов. Особенный интерес вызывает сказка о «Царевне Несмеяне». Сюжет её не принадлежит к числу особо знаменитых это не «Красная Шапочка», не «Спящая красавица», не «Сказка о рыбаке и рыбке». Она не вдохновила поэтов, на сюжет этой сказки не написано ни опер, ни картин. В русском сказочном репертуаре она представлена всего пятью записями. И тем не менее это скромная сказка привлекательна для фольклористов, в частности известный учёный В. Я. Пропп на её основе сделал интересное исследование «Ритуальный смех в фольклоре».
Сюжет этой сказки перекликается с другими в основном дело сводится к тому, что царевна почему – то никогда не смеётся. Отец обещает её руку тому, кто её рассмешит. Задача эта решается различно, в основном тремя способами: герой обладает помощниками, благодарными животными, которых он купил, или выкупил, или каким – то образом приобрёл. Перед окнами царевны он падает в грязь или в лужу, животные (мышь, рак, жук и др.) своими лапками заботливо его очищают и обхаживают, и это вызывает у царевны смех. Другой способ: герой владеет волшебной дудочкой и под звуки этой дудочки он перед окнами царевны он заставляет плясать трёх свинок. Это и вызывает смех. Третий способ состоит в том, что герой владеет золотым гусем (немецкий вариант) к которому все прилипают. Зрелище этого шествия вызывает смех царевны и после этого следует брак.
Волшебные сказки счастливо кончаются и имеют традиционную финальную формулу, свидетельствующую о благополучии героев: «Жили они потом долго и счастливо». Иногда финальные формулы претендуют на достоверность происходящего: «Труд ей всегда был в радость. Вот и осталось она до старости статной да пригожей», «Но в счастье не забыли братья старого отца с матерью и взяли их к себе, и жили они все вместе до конца дней своих». А также финальная формула может выражать похвалу слушателю или читателю за проявленный интерес к сказке : «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!».
Волшебная сказка – наивысший взлёт народной фантазии. Чем она полезна детям? Занимательной, запоминающейся образной форме даёт ребёнку, ещё не владеющему языку цифр и фактов, основы морали. Сказка расширяет представление о добре и справедливости. Сказка даёт детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопится объяснять мир, - предостерегает писатель Юрий Нагибин, - надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь – тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностей человека.
Секрет воздействия сказки – в представлениях, которые она вызывает у маленького слушателя (читателя, заставляя его мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, порождаемых сказкой. Но самое главное то, что с помощью сказок ребёнок поднимается в своём миросознании до небывалых горизонтов.
Наша русская земля богата старинными преданиями об исторических личностях церквах и усадьбах, о курганах и палях сражений, о богатырях и вересковых долинах, о днях великих бедствий, о временах войны и мира. Эти придания живут в книгах и на устах народа, они летят в неизведанные дали подобно птицам, и разнятся друг от друга, как зима и лето.
А напоследок хотелось бы сказать только одно : «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам – урок!» А. С. Пушкин