Елена Гончарова
Роль сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ
Сл. 1
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В. Сухомлинский
На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Публикация «Роль сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сл. 2
Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сл. 3
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного овладения многими видами деятельности, для успешного обучения в школе.
Сл. 4
У детей с ОВЗ наблюдаются:
- низкая двигательная и познавательная активность;
- недостатки общей и тонкой ручной моторики;
- несформированность пространственной ориентировки;
- недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.
Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы.
Сл. 5-6
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Игры и упражнения по сенсомоторному развитию способствуют хорошему развитию дошкольников во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО) :
- физическое развитие : кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- познавательное развитие : развиваются память, внимание, сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки;
- речевое развитие : обогащается активный и пассивный словарь;
- социально-коммуникативное развитие : дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
- художественно-эстетическое развитие : развиваются творчество и воображение.
Сл. 7
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры и упражнения на развитие сенсомоторных навыков.
Сл. 8-9
Игры с прищепками: прекрасно тренируют моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.
Сл. 10
Самомассаж: развитие тактильной чувствительности рук. Выполняется с помощью тренажеров Су-Джок, массажных мячиков, щеток, шестигранных карандашей.
Сл. 11
Разрезные картинки: формируют представление о целостном образе предмета, развивают мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование.
Сл. 12
Игры-шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование, творческие способности, усидчивость, способствуют развитию речи, улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Сл. 13
«Почтовый ящик» : формирование восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Сл. 14
Многолетний опыт работы ДОУ показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками педагогов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника. Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:
Информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ);
Индивидуальные (беседы, консультации);
Коллективные (родительские собрания, тематические консультации).
Сл. 15
Важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат!
СЛ. 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!