Мария Хмельницкая
Конспект занятия по развитию сенсомоторных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: развитие сенсо-моторных навыков; стимулирование речевой активности.
Задачи:
I. Обучение детей обследовательским действиям на основе зрительных, тактильных анализаторов, учить выделять основные свойства обследуемого объекта, производить элементарное сравнение, учить в окружающем пространстве находить похожие по свойствам объекты: по цвету, например: 1) мука – белая как листок бумаги, как молоко, кефир, как потолок, как снег; на ощупь – мягкая, приятная, пушистая как шёрстка кошечки, как вата, волосы на голове; сыпется как песок; 2) тесто – белое, мягкое, лепиться как сырой песок, пластилин;
Публикация «Конспект занятия по развитию сенсомоторных навыков» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
упражнение в обследовательских действиях: потрогать, надавить, погладить.
II. Закрепление навыков работы с пластичным материалом (соленое тесто) : скатывание шарика, сдавливание его ладонями с двух сторон, формирование пирожка (обращение к прошлому опыту детей лепки из сырого песка, из пластилина).
III. Обогащение пассивного словаря за счет слов: мягкий, пластичный, шелковистый, пушистый, мука, тесто, пышки, пирожки; закрепление в активном словаре текста песенки «Я пеку, пеку, пеку…», упражнение в сопровождении текста соответствующими имитационными движениями.
IV. Учить проявлять заботу, внимание по отношению к младшим сестрам, выражать положительные эмоции, адресуя их окружающим (взрослым, детям) похвалить, поблагодарить.
Оборудование и материалы:
2 стола покрытых клеёнкой; 4 стула; 4 куклы по количеству детей; картинки с изображением пирогов, блинов, пышек; 2 небольшие миски с мукой, поднос; кусочек соленого теста около 500 гр.
Предварительная работа: разучивание с детьми и обыгрывание с картинками песенки «Я пеку, пеку, пеку…», интерпретированной под задачи персонализации текста (личная адресованность куплета каждому ребенку);
на прогулке игры с песком, демонстрация его свойств: сухой – сыплется, мокрый – лепиться; на занятиях знакомство со свойствами пластилина: мягкий, тянется, лепиться.
Организация: в начале занятия дети размещаются полукругом или шеренгой перед воспитателем, далее проходят за столы, в заключении танцуют. Занятие проводиться подгруппами по 3–4 ребенка.
Ход занятия:
Вступительная часть:
Воспитатель предлагает детям пройти с ним в комнату для игр-занятий, располагает детей полукругом напротив себя.
– Сегодня у нас будет необычное занятие, нам потребуются наши умелые ручки. Давайте поиграем с нашими ручками и вспомним знакомую песенку. (Воспитатель исполняет те куплеты, которые адресованы детям, находящимся на занятии. Например, сестры Ида (3 г. 4 мес.) и Йоша (2 г. 1 мес., брат и сестра Подрядчиковы Алёша (2 г. 8 мес.) и Люба (1 г. 7 мес.).
По тексту песенки дети производят имитационные действия: «лепят пирожки» – прихлопывают сложенными «лодочкой» ладошками, поворачивая кисти рук; раскрывают ладошки, приглашая к угощению; взяв картинки с изображением пирогов, пышек, кивают головой, благодаря за угощение.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
Для сестричек Иды с Йошечкой
Пирожки будут с картошечкой.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для Любочки – малышки
Испеку я с медом пышки.
И для Леши – для дружочка,
Испеку три пирожочка.
Пусть сестричку угостит
У той хороший аппетит.
Пироги я испекла,
Всем ребятам раздала.
Мне «спасибо» говорите
И за стол скорей идите.
Вот какие красивые аппетитные, румяные на наших картинках угощения: пышки, пирожки. Давайте сядем за столы и рассмотрим наши картинки.
Основная часть:
Воспитатель приглашает детей пройти за столы:
– Ида, садись со своей сестричкой за стол с красной салфеткой, а Алеша возьмет за ручку Любочку и поможет сесть младшей сестричке за стол с зеленой салфеткой.
– Помоги отодвинуть стул, давай вместе поможем задвинуть стул, чтобы было удобно сидеть.
– «Любочка, удобно тебе?» – спросите сестричку.
– Йоша, Любочка, скажите «спасибо». Видите, как о вас заботятся старшие сестра, брат. Они всегда будут вам помогать, придут на помощь.
– Ида, посмотри вместе с сестрой, что на вашей картинке? (пирожки)
– Правильно, пирожки с картошкой. Пускай Йоша подержит картинку.
Какие пирожки? Пирожки вытянутые. Покажите ладошками, сложите их вместе. (Воспитатель помогает младшим детям сложить правильно ладони).
– А у Любы, что на картинке? Алёша помоги Любе, что это?
Давай вместе скажем – это пышки. Пышки круглые, как колечки. Покажите пальчиком, какие они круглые. (Воспитатель помогает детям указательным пальцем обрисовать круг в воздухе, на столе).
– Алеша, а что на твоей картинке?
Тоже пирожки. Какие у нас пирожки, покажите ладошками. (Закрепление движений, имитирующих лепку пирожков).
Воспитатель обращает внимание детей на диван, где расположены куклы.
– Ребята, посмотрите на диване сидят куклы, им тоже хочется, чтобы их угостили. Давайте им сделаем пирожки?
– Ребятки, вспомните, как вы на улице делали пирожки из мокрого песка. Сегодня мы будем лепить пирожки из теста. (Давайте вместе повторим слово – тесто). Все пирожки лепятся из теста, а тесто делается из муки. Вот у меня в миске мука. Посмотрите, какая она белая как белый лист бумаги, как молоко, кефир, как вата, потолок… (Воспитатель демонстрирует объекты, используемые для сравнения, находит их вместе с детьми в окружающей обстановке. Воспитатель обращается к опыту детей – «А зимой снег очень похож на муку – он белый, пушистый, мягкий»).
– Люба, Леша, Ида, Йошечка, покажите мне правую руку. Сейчас я поставлю вам на стол мисочку с мукой, и все опустят в муку только правую руку.
Воспитатель предлагает потрогать муку, надавить ладошкой, подвигать пальчиками в муке, взять щепотку в кулачок, посыпать над миской, ощутить на ощупь, какая мука мягкая, приятная, пушистая – как шёрстка кошечки, как вата, волосы на голове; сыпется как песок (левой рукой воспитатель предлагает детям для сравнения потрогать мягкую игрушку, кусочек ваты, погладить свои волосы).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что ладошка от муки стала белого цвета, мука прилипла. Предлагает левой рукой потрогать муку, теперь обе ладошки «запачкалась мукой». Воспитатель забирает миски с мукой, насыпает муку на поднос ровным слоем и предлагает порисовать пальчиком по муке.
– Давайте приготовим указательный пальчик правой руки и нарисуем круглые колечки, похожие на пышки (Воспитатель демонстрирует картинку с изображением пышек, помогает младшим детям нарисовать пальчиком круг, дополнительными вопросами закрепляет в речи слова: мука, пышки).
– Что у меня насыпано, скажи Леша, Ида? (мука)
– Что мы рисуем пальчиком? (пышки)
– Молодцы, все нарисовали круглые пышки. А теперь посмотрите, что я вам ещё покажу.
Воспитатель убирает поднос, демонстрирует кусок теста.
– Ребятки, из белой, мягкой, приятной, пушистой муки, добавив в нее воды, можно сделать тесто, вот оно у меня. Я положу каждому на ладошку правой руки по кусочку теста, и вы его потрогаете. (Воспитатель отщипывает и кладет на ладонь детям колобок теста диаметром 5–7 см, предлагает повторить за ним действия с тестом).
– Давайте переложим тесто с ладошки на ладошку, надавим пальчиком, надавим ладошкой, сожмем в кулачке (тесто – белое, мягкое, лепиться как сырой песок, пластилин).
– Скажи мне Ида, что у тебя в руках? (тесто)
– Скажи мне Алеша, что у тебя в руках? (тесто)
– А теперь будем напевать нашу песенку и лепить пирожки из теста для наших кукол, повторяйте за мной. Воспитатель со своим куском теста демонстрирует детям действия, сопровождает их пением.
Я пеку, пеку, пеку
Куклам всем по пирожку.
Леша слепит пирожок,
Ида слепит пирожок,
Любе с Йошей помогу,
Пирогов всем испеку.
Воспитатель помогает детям, подбадривает, одобряет: молодец, красивый пирожок ровный, ладный, правильно сложили ладошки лодочкой, нажимаем на тесто. Пирожок будет вытянутый, ровный. И Люба молодец, старалась, и у Леши получился красивый пирожок.
– Леша, похвали Любочку, какая сестричка умница, скажи ей «умница».
– Ида тоже старалась, умница, и сестричка её умница. Похвали Йошу.
– Все детки старались, пирожки получились красивые, аппетитные, куколки будут рады.
Воспитатель достает расписную тарелочку.
– Посмотрите, какая у меня красивая тарелочка, кладите на нее свои пирожки, понесем угощать кукол.
Дети несут свои пирожки на тарелочку и все вместе относят их куклам.
От лица кукол воспитатель благодарит детей, хвалит их пирожки.
– Ребятки куколкам очень понравилась наша песенка-игра про пирожки. Давайте для кукол споем и сыграем.
Я пеку, пеку, пеку
Куклам всем по пирожку.
Леша слепит пирожок,
Ида слепит пирожок,
Любе с Йошей помогу,
Пирогов всем испеку.
Всем «спасибо» говорите
И плясать все выходите.
Воспитатель включает русскую плясовую, раздает детям по кукле. Дети с куклами выполняют знакомые плясовые движения: покачивания, пружинка, кружение. Также воспитатель предлагает старшим детям взять своих сестричек за руки и потанцевать в паре: покачивания, пружинка. В конце все кланяются друг другу, обнимаются и идут играть с куклами, угощать их чаем.
Занятие переходит в сюжетно-ролевую игру «Угости чаем».
Возможен другой вариант окончания занятия, когда после общей пляски воспитатель предлагает всех угоститься настоящими пирогами.
«Пироги мы налепили, куколок всех угостили. Подходите, не стесняйтесь, пирогами угощайтесь. Всем «спасибо» говорите или головой кивните» Воспитатель кладет в середину стола красивую салфетку, расставляет блюдца с пирожками по числу детей. Приглашает всех за красивый стол, отведать аппетитных, румяных пирожков.