ЕЛЕНА ГРЕБЕНЩИКОВА
Консультация «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье растет одаренный ребенок. Но иногда от родителей можно услышать: «Я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни ребенком». Подобные заявления вызывают множество вопросов. Вот один из них. Что значит «нормальный» применительно к одаренному ребенку? Для одаренного малыша вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным. Для его обычного сверстника это не столь характерно, но нормально для одаренного. Неужели родители хотят, чтобы в детях глушились их естественные реакции на окружающий мир, чтобы замедлился темп развития, запрограммированный их ДНК? Многие скажут, что желают ребенку избежать переживаний и отчуждения, характерных для одаренных людей в современном обществе. Но эта логика вырастает из того же стереотипа: быть одаренным – значит быть ненормальным и чуждым.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Как же должен чувствовать себя ребенок, который слышит подобное от родителей? («Мои родители не очень рады видеть меня таким, какой я на самом деле. Они хотят видеть меня простачком, чтобы я скрывал свое «Я»»).
Было бы намного лучше радоваться вместе с ребенком его развивающейся личности, его уникальным талантам, основы которых заложены самими родителями. Нужно лучше проявлять действительную заботу о гармоничном развитии личности, развивать таланты ребенка, адекватно реагировать на них, вместо того, чтобы заглушить их развитие. Искоренить такие высказывания родителей, как «Не задавай столько вопросов», «Не спорь со взрослыми», «Не воображай», «Не забегай вперед» – они лишают ребенка инициативы. Разумеется, в какой-то мере это необходимо, чтобы помочь ребенку в установлении отношений с людьми самых разных способностей. Но адаптироваться должен не только ребенок, но и детский сад, и школа, и все общество.
Семья не должна являться передаточным звеном в процессе взаимной адаптации. Дом – единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть, а родители – незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости. Обрести здоровое самовосприятие гораздо легче если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что тебя уважают и ценят, как цельную личность. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребенка, но могут помочь ему преодолеть их.
Лучший способ для воспитателя воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Это приемлемо и для родителей. Родители, которые стремятся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Очень важно верить в способности ребенка. Для него должна быть создана благоприятная обстановка, способствующая развитию его талантов.
Что же нужно для этого сделать? Во-первых, поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам. Во-вторых, быть терпеливым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка, стараться отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими или «за гранью». В-третьих, оставлять ребенка одного, чтобы позволить ему заниматься своим любимым делом. В-четвертых, помогать справляться с разочарованием и сомнениями, ценить в себе творческую личность, глубже познавать себя, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка – избегать критики первых опытов, т. к. ребенок творит не только для себя, но и для тех кого любит.
Родительское влияние на ребенка от 3 до 7 лет – это особенно важный фактор. Если, например, родительская преданность избранной сфере – спорту, музыке и т. д. была так сильна, что участие в занятиях ребенка принимала вся семья, то ребенок тоже приобщается к сфере и это являлось столь естественным, как желание научится говорить. Т. е. на ранних стадиях развития способный родитель является и воспитателем, и учителем, и наставником, и примером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом.
Для детей дошкольного возраста всякого рода общественные события – конкурсы, концерты, соревнования – являются важными компонентами развития таланта. Наиболее торжественные события происходят вне дома. Таким образом, родители оказываются в роли зрителей.
Семья должна играть важнейшую роль в образовании одаренного ребенка. Результаты обучения могут быть наилучшими, когда семья и ДОУ работают в тесном контакте, т. о. одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал.
Внимание к тому, что одаренный ребенок отличается от сверстников, поможет и воспитателям, и родителям в понимании и стимулировании всех аспектов его развития. Родителям таких детей излишне было бы объединяться в создании «групп по интересам».
Хотелось бы, чтобы родители одаренных детей чувствовали ответственность и радость в воспитании и обучении. Задача их трудна, но благодарна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.