Приложение МААМ

Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»

Татьяна Тимошенко
Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную роль в развитии детей играет память. То, что ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения. Приобретает умения, навыки. Привычки – это связано с работой памяти. Память – это запоминание, узнавание и воспроизведение различного материала. Ребенок может рассказать выученное стихотворение, использовать в игре усвоенные правила, а также правильно повторить показанные ему движения. Потому что это он запомнил. Иногда у ребенка не получается воспроизвести предмет, вспомнить стихотворение, но он узнает эти объекты, когда снова станет их воспринимать.

Публикация «Консультация „Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важнейшей задачей обучения является усвоение знаний, которыми ребенок может легко пользоваться. От того, как осуществлялось запоминание, как оно, было, организовано зависит точность. Полнота и легкость воспроизведения.

Запоминание, как и воспроизведение. Может носить непроизвольный и произвольный характер. В связи с этим память делится на два основных вида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание-это запоминание материала, не требующее постановки цели запомнить. Например, непроизвольно запомниться ребенку могут новые, яркие, красочные предметы. Благодаря особенностям объектов, подборке необходимого материала, воспитателю удается руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако, все дети индивидуальны в своем развитии. Поэтому, к одному и тому же предмету они отнесутся по-разному. Если у одного ребенка он вызовет непроизвольное внимание, заинтересует его, то у другого этот же предмет не оставит в памяти никакого следа, т. е. оставит равнодушным.

Также непроизвольно может запомниться то, что повторяется много раз: дорога, по которой ребенок ежедневно ходит со взрослыми в детский сад или расположение игрушек, которые необходимо убирать после игры. Однако. Нельзя понять природу непроизвольной и памяти по внешним особенностям объектов или частоты их воздействия. Так как на все из того, что многократно повторяется, нами непроизвольно запоминается.

Непроизвольно в нашей памяти запоминается то, с чем мы постоянно взаимодействуем. Исходя из этого, руководить непроизвольной памятью детей дошкольного возраста – значит разнообразить их деятельность.

На развитие памяти благоприятно воздействует речевая деятельность детей. Ребенок хорошо запоминает предметы, которые воспринимает. Когда называет их. Активно овладевая речью, дети часто выделяют звуковую сторону в стихотворениях, потешках, словах. Им интересно играть в слова и звуки, произносить новые звукосочетания, что оказывает положительное влияние на запоминание ими словесного материала.

Восприятие детьми литературных произведений также играет огромную роль для развития непроизвольного запоминания. Ребенок сочувствует герою, ставит себя на его место. Такие формы как драматизация, игровое действие, чтение в лицах помогают лучше запомнить стихотворение.

Важным средством развития памяти является картинка. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Работая с картинками. Воспитатель помогает детям запомнить те предметы, которые на них изображены. От того, какую деятельность с картинками будут осуществлять дошкольники, будет зависеть, сколько предметов они непроизвольно запомнят. Дети запоминают небольшое количество изображений, если они просто рассматривают картинки, не отыскивая в них сходства и различий.

А когда дети сравнивают картинки между собой, находят в предметах общие признаки, то у дошкольников возрастает непроизвольное запоминание. Поэтому, чем активнее деятельность детей с материалом, тем продуктивнее непроизвольное запоминание ими этого материала.

Поскольку детям лучше запоминается то. Что интересно. Следует воспитывать их любознательность, расширять интересы детей. Именно интерес способствует успешному выполнению работы. Если ребенок равнодушно относится к заданию. То он плохо его запоминает. И, наоборот, у ребенка, которого развито чувство ответственности, серьезнее относиться к своему занятию. Вот почему важно формировать у детей ответственное отношение к своей деятельности, потому что от этого зависят результаты непроизвольного запоминания.

Непроизвольная память у маленького ребенка является господствующей, но даже в следующие годы имеет важное значение, так как обогащает знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти очень важен для развития произвольной памяти у дошкольников.

Развитие произвольной памяти начинается с задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить возникает, раньше цели запомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является высокий уровень непроизвольной памяти. И чем богаче знания детей, тем больше возникает возможности у них вспомнить. Педагоги часто побуждают детей запоминать и воспроизводить. Но одного требования воспитателя, конечно, мало. Важно, чтобы ребенком была поставлена цель. Дети ставят цель запомнить при выполнении поручений взрослых или в процессе игры. Дети во второй младшей группе стремятся запомнить при выполнении поручений взрослых, а в средней группе – в процессе игры. Наблюдая за особенностями поведения дошкольников, можно сделать вывод, принимает ребенок цель или нет. И если ребенок, выслушав содержание поручения, старается его передать, то можно сказать. Что ребенок принимает цель запомнить.

Но не только в игре дети выделяют и принимают цели. Большую роль играют рассказы об увиденном, наблюдения в природе, беседы, разучивание стихотворений, счет предметов, а также лепка, рисование и конструирование по образцу. Просто поставить перед ребенком задачу мало, надо научить его, как запоминать, что необходимо делать для этого.

Произвольное запоминание подразделяется на механическое и логическое. Механическое запоминание построено на неоднократных повторениях, не проникая в сущность предметов или явлений. Например, ребенок может запомнить считалку или стихотворение, потому что много раз слышал эти слова в нужной последовательности. К механическому заучиванию приводит то, что дети плохо понимают трудный материал. Для маленького ребенка задача запомнить- это значит воспроизвести материал со всеми деталями, что приводит к стремлению копировать. Недостаточный словарный запас детей затрудняет возможность заменять одни слова другими, что не говорит об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят.

Логическая память развивается в процессе мыслительной деятельности детей. Что значит научить детей думать? Это значит научить их анализировать. Необходимо обучать детей разным мыслительным операциям: сравнение, обобщение и классификация и т. д., что является способами логического запоминания.

Какими способами запоминания пользуются дошкольники? Прежде всего, это слушание или рассматривание, восприятие и называние объектов. Важным приемом считается повторение материала, его разнообразие. Более продуктивным является способ - смысловое соотнесение. Это когда устанавливается смысловая связь между словом и картинкой (например, к слову молоко ребенок выбирает картинку, на которой изображен стакан). Важный способ логического запоминания - это классификация. Если ребенок не пользуется логической обработкой материала, то продуктивность запоминания, ниже, чем в тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, обобщали, устанавливали связи между объектами.

Таким образом, у дошкольников память развивается в процессе воспитания, обучения, формирования у них способов логического запоминания.

Публикации по теме:

Роль дидактической игры в развитии ребенка раннего возрастаРоль дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста Игра – обязательный спутник развития ребенка. Дидактические игры не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. Малыши.

«Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем») «Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной.

Развитие памяти — как важнейший фактор в успешном развитии ребенка Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает.

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы,.

Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские.

Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста. Игра – один из ведущих.

Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.

Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста» «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста» Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо.

Роль народной культуры в духовном развитии ребенка старшего дошкольного возраста Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 20:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тимошенко (УИ 288051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД