Ольга Чалина
Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
«Не важно, с какой скоростью ты движешься
к своей цели, главное не останавливаться»
Конфуций
В настоящее время довольно частой речевой патологией, с которой сталкиваются учителя-логопеды дошкольных учреждений, является моторная алалия. Среди таких детей значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) эти дети либо совсем не говорят, либо пользуются отдельными звуковыми комплексами, напоминающими лепет или звукоподражания.
Публикация «Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах
Не всегда проблема неговорящего ребёнка волнует родителей. Семья принимает нарушение как некое качество, исчезающее само по мере роста ребёнка, и таким образом недооценивают свою роль и роль специалистов в преодолении речевого нарушения. Другие родители замечают проблему, но не знают что делать. В связи с этим у них возникают вопросы. Что с моим ребёнком? Почему его речь отличается от речи его сверстников? Куда обращаться?
Кроме того, приходится наблюдать сложные межличностные отношения в семье, где воспитываются дети с моторной алалией. Очень часто родители либо чрезмерно опекают и балуют таких детей, либо напротив, эмоционально холодны, ограничивая своё общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребёнка. Следует заметить, что ни тот ни другой подходы не верны.
Цель учителя-логопеда – грамотно проконсультировать родителей, отправить на приём к специалистам медицинских учреждений, наметить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, предварительно оценив состояние речевой деятельности ребёнка. Родители должны понять, что необходимо отделить речевую проблему ребёнка от него самого и бороться с проблемой, а не с ребёнком. Задача учителя–логопеда объяснить семье, что в домашних условиях без посторонней помощи они не справятся с проблемой. Только комплекс мер, куда входят: медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. И здесь возникает другая проблема. Часто родители отказываются от медикаментозного лечения, мотивируя это тем, что не хотят «травить» ребёнка. Не доверяют также и физиотерапии. На этом этапе объясняется вся важность необходимых мероприятий. Ребёнок должен получить необходимую помощь в дошкольном возрасте, то есть как можно раньше. А в дальнейшем эта помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время будет безвозвратно утеряно.
В работе по преодолению моторной алалии очень важна работа с родителями, особенно с мамой. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована. Есть общение - речь развивается, если ребёнка не слушают, речь становится не нужной, её развитие тормозится. Если общение тесное, но требования к речи ребёнка не предъявляются (понимают его лепет, предугадывают его желания) – речевое развитие останавливается. Мама-главный слушатель ребёнка. Именно маме в первую очередь он стремится изложить появившиеся мысли, она может поддержать его энергетически, когда говорить ещё трудно. Логопед в процессе коррекционной работы может скомпенсировать отсутствие мамы, но не может заменить её полностью. Мама не только главный слушатель своего ребёнка, но и носитель речевых эталонов: звуковых, интонационных, грамматических, синтаксических. От того, насколько правильно общается мама с ребёнком, имеющим моторную алалию, зависит успех коррекционной работы. И здесь всё зависит от грамотного построения работы логопеда с привлечением мамы ребёнка.
Ребёнок особенно нуждается в присутствии на занятии мамы в начале коррекционного процесса. В новой обстановке, при общении с малознакомым взрослым, присутствие матери его успокаивает, вселяет чувство уверенности и безопасности. Чтобы помощь была эффективной, необходимо обучить мать приёмам взаимодействия с малышом. Ребёнок вначале может сидеть у неё на коленях, она помогает ему выполнять задания, проговаривает сопряжено с ребёнком речевой материал, побуждает его к действиям и действует вместе с ним. Постепенно непосредственная помощь матери уменьшается. Она становится равноправным участником игры-занятия, непринуждённо выполняя все задания логопеда. Известно, что дети обладают подражательной способностью, поэтому если мать с удовольствием участвует в игре, то через непродолжительный период времени ребёнок начинает ей подражать и включаться в выполнение заданий.
При совместной работе родители понимают специфику коррекционных занятий. Они спокойно относятся к тому, что обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Что ведущей формой занятий является игровая деятельность и что всякое проявление речи у ребёнка необходимо поощрять. Родители уже не принуждают ребёнка что-либо сказать или повторить, они вообще стараются, избегать слов скажи и повтори, так как на эти просьбы у ребёнка уже могла выработаться негативная реакция.
В процессе работы родители осознают, что положительная динамика при моторной алалии возможна при учё те следующих факторов:
- ранняя диагностика недоразвития и раннее начало коррекции;
- своевременное предупреждение вторичных отклонений развития;
- учёт нормального онтогенеза;
- наличие медико-педагогического сопровождения;
- системность воздействия на все компоненты речи;
- дифференцированный подход и учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и волевую сферу;
- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
Список литературы:
1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов:/ Под ред. Л. С. Волковой: - Кн. III : Системные нарушения речи : Алалия. Афазия. – 312с.
2. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. –М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64с. (Библиотека логопеда).