Серафима Симонович
Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста. Семья рассматривается как главный воспитательный институт,в котором ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений и социальном опыте.
Ключевые слова: семья, нравственное воспитание, дошкольное детство.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в различного уровня законодательных документах.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Именно здесь под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Именно в семье формируются такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, проявлять активность и инициативу, быть самостоятельным. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей, начиная с раннего дошкольного возраста, к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги же призваны лишь развивать то, что заложено в семье.
С чего же начинается нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье?
В первую очередь, для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья как таковая, где у каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, свои функции. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенка необходимо приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.
Кроме того, к одной из основных задач семьи в нравственном воспитании дошкольников относится формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В процессе полноценного каждодневного общения родителей с ребенком воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство родителей его шалостью, оплошностью, радуется их улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств : удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Поэтому родителям необходимо помнить, что живое общение, проявление участия и заботы по отношению к своему ребенку нельзя заменить ничем, также как нельзя ничем оправдать их отсутствие.
Предоставляя возможность детям проявить себя, тем самым родители воспитывают в детях чувство ответственности (это может быть забота о любимом питомце или растении и др.) И если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться его неумением, раздражение родителей может вредно подействовать на психику ребенка и вызывает ответное раздражение.
В раннем дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. В воспитании этих нравственных качеств очень важен личный пример родителей. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как им самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.
Даже в каждодневных обычных семейных ситуациях взрослый всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, а подерживание порядка в комнате - уважительное отношение к труду других людей.
Эталоном поведения с другими людьми, безусловно, будут выступать семейные взаимоотношения. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.
В качестве норм и образцов поведения немало важную роль играют семейные традиции. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей.
Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях, в нравственном их воспитании.
Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Каждому из нас нужно помнить, что нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Литература
Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье / Антонова Л. И., Цветкова Н. А. - Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1-43с.
Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи / Гладкова Ю. -Дошкольное воспитание. 2008. № 4-103 с.
Каган Е. В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту / Каган Е. В. -Современная семья : проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992.- 128 с.
Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций /-Дошкольное воспитание. 2008. № 4 - 42 с.