Светлана Николаевна Подковырова
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Таким образом, воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Отсюда появляется необходимость для творческого союза семьи и детского сада. Тесное сотрудничество благоприятно влияет на полноценное развитие у ребенка ума, характера, его взглядов на окружающий мир и на становления духовно-нравственных качеств. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый современный родитель должен понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей
Публикация «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В условиях многонационального государства идея воспитания детей в духе патриотизма и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания детей в условиях детского сада и семьи, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
В настоящее время педагогами нашего детского сада разработан комплекс мероприятий направленный на повышение уровня педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень духовного семейного воспитания детей. Мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи.
Огромную роль в становлении духовно-нравственных качеств, является организация предметно-развивающей среды. Творческой группой педагогов нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и образовательной педагогики. Совместно с родителями мы создали два мини-музея «Русская изба» и «Хакасская юрта», тем самым приобщая детей к истокам и культуре хакасского и русского народа. С их помощью мы восстанавливаем связь времен, стараемся вернуть утраченные ценности. Так у детей воспитывается интерес к народным обычаям, обрядам, праздник достопримечательностям родного края. По средством «Музейной педагогики», мы развиваем любознательность, воспитываем чувство прекрасного, уважение к народу, гордость за свою Родину.
В настоящее время постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Все это дети и родители могут увидеть и почувствовать на национальных праздниках и вечерах проводимых в нашем детском саду: «Пизик-той» (праздник колыбели, Чыл-Пазы (Новый год, «Пасха», «Колядки». Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки, Масленица (Вторник-заигрыш, Васильковый день (Праздник полевых цветов, Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В подготовке этих праздников активное участие принимают родители: шьют костюмы, делают декорации и атрибуты, исполняют роли, тематические вставки.
Одно из ярких событий в совместной работе с родителями, была подготовка к великому празднику «День Победы». Мы приглашали всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, сформировать наш Бессмертный полк. С большой ответственностью и интересом дети, родители отнеслись к проведению этой акции, которая не оставила равнодушным ни одну семью.
С целью активизировать своих родителей, заинтересовать их нами был разработан и реализовывается план проведения активных форм взаимодействия с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Мероприятия запланированы в соответствии с календарно-тематическим планом детского сада. Мы постарались создать такие условия, при которых взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.
Это такие формы работы, как:
• Конкурс детско-родительских проектов: «Моя малая родина», «Моя семья», «Древо жизни»;
• Спортивные праздники и развлечения: «Папа может всё, что угодно», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• Конкурс «Умный дошколенок»;
• Персональные выставки с презентацией семейного творчества;
• Семейный конкурс «Семья года» (распространение семейного опыта воспитания);
• Акция «Поможем братьям меньшем» (создание кормушек для птиц);
• Акция «Добрые дела» (посылки для солдат, открытки для ветерана и т. д.).
• Акция заповедника «Хакасский».
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.