аносова наталья
Роль продуктивной деятельности в речевом развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие- образовательная область. Направления работы-изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация; музыкальная деятельность, развитие игровой деятельности (театрализованные игры, конструктивно-модельная деятельность.
Основные проблемы в изобразительной деятельности, работая с детьми раннего возраста :
- неумение воспринимать речевую инструкцию взрослого;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- слабые изобразительные навыки.
Планируя и организовывая занятия, мы пытаемся решать такие задачи:
- снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах;
- повысить мотивацию к изобразительной деятельности;(к деятельности)
- познакомить с основными изобразительными материалами и научить ими пользоваться;
- добиваться восприятия речевой инструкции педагога.
При этом стараться, чтобы выполнение задания было последовательным, доступным, с многократными речевыми повторениями. На каждом занятии воспитатели группы используют наглядный и демонстрационный материал (образец педагога или рисунки других детей).
Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, пластилином, тестом, красками – это не только сенсорно - двигательные упражнения. Изобразительная деятельность углубляет и расширяет представления детей об окружающих предметах (словарь обогащается) способствует проявлению умственной и речевой активности. Доказано, что в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и действий. Тема занятия по речевому развитию обязательно продолжается рисованием, аппликацией или лепкой согласно лексической теме. В процессе работы воспитатели ведут непрерывную беседу с детьми, озвучивая каждое свое движение, действие, что, безусловно, положительно сказывается на речевом развитии. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание. Так, например, познакомив детей с коровой, рассмотрев ее части тела, поиграв в пальчиковую игру «Корова», спев песенку «На лугу пасутся ко …», дети с удовольствием рисуют травку для коровы, проговаривая слова: «травка для коровы», «покормим коровку». Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много слов и выражений. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Из своих наблюдений мы сделали следующий вывод: дети раннего возраста намного быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.
На занятиях осуществляются воспитательные задачи – это воспитание усидчивости, самостоятельности, аккуратности, умение довести работу до конца.
Воспитатели используют разные техники и методы рисования. В соответствии с программными требованиями.
Педагоги группы используют нетрадиционные методы рисования – это рисование ватными палочками и штампами, а в летнее время – мелом и водой. На занятиях по рисованию и аппликации обязательно используем стихотворные тексты, которые способствуют обогащению речи детей. Многократное повторение одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях помогает малышу быстрее запомнить новые слова и в дальнейшем употреблять их в активной речи. Так, ответ на вопрос одним словом в дальнейшем сменяется словосочетанием и предложением. Воспитатели нашей группы считают, что речь педагога на занятиях – это образец для подражания, она должна быть четкой, точной, выразительной.
Трудно переоценить значение музыкальных занятий в речевом развитии ребенка раннего возраста. Малыши с огромным удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные игрушки, музыкальные игры, которые сопровождаются музыкой, пением. Сначала ребенок проговаривает только окончание или последние слова строк песенки.
Музыка и детские песенки не только способствуют речевому развитию малышей, они также снимают раздражительность и эмоциональное напряжение, создают хорошее настроение и положительную атмосферу в детском коллективе.
Практика показывает, что системная работа с детьми по изобразительной деятельности способствует художественно - эстетическому развитию и речевой активности.