Кристина Гавацкова
Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Основой гуманистической педагогики является педагогическая традиция ориентированная на уважение и внимание к детям, принятие любого ребенка как самоценной личности. В практической педагогической деятельности постоянно предпринимались попытки построить воспитательно-образовательный процесс исходя из природы ребенка, его интересов. Развитие человекознания (антропология) дало возможность приоткрыть тайны становления человека, этапы его интеллектуального и физического развития.
Публикация «Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Период дошкольного роста ребенка является наиболее важным для накопления опыта, способного по. М. Монтесори были выявлены определенные сенситивные периоды особой восприимчивости детей от 0 до 6 лет к тем или иным способам и видам деятельности. Сенсетивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, что определяет основную задачу образовательного процесса – создать условия для оптимального развития потребностей ребенка дошкольного возраста.
Конструирование средств воспитания и образования приводит к созданию особой развивающей предметно – пространственной среды.
Ребенок дошкольного возраста проявляет особую восприимчивость к таким видам деятельности, которые способствуют развитию речи, крупной моторики (движения и действия,становлению социальных навыков. Накопление информации происходит путем интенсивного сенсорного развития через органы чувств (зрение, осязание, обоняние и др.). Одним из важнейших способов восприятия информации у ребенка дошкольного возраста становится мускульная память – мелкая моторика, которая постепенно утончается в процессе развития ребенка. Предметно пространственная среда должна обеспечить ребенку от 0 – 6 лет оптимальные условия для развития, учитывая его сенситивные периоды. Создать такую среду возможно путем особой организации пространства, в котором имеет место социальный дидактический материал, обеспечивающий развитие интеллекта ребенка, а так же имеются условия для развития крупной и мелкой моторики.
Очень важным условием эффективности обучающего развития предметно-пространственной среды является возможность для ребенка сконцентрироваться на собственной деятельности, что способствует организации психики, памяти, внимания и адаптации новых знаний к окружающей среде. Очень важно, чтобы в среде каждый ребенок находил для себя стимулирующую деятельность, способную отвечать его интересам. Дидактический материал в предметно-пространственной среде дает эталоны качеств и свойств предметов, которые в последствии будут перенесены в окружающий мир. Таким образом происходит постепенная адаптация ребенка в реальном окружении. Порядок расстановки материалов должен строго соблюдаться, что организует работу дошкольника и помогает ему развивать внутреннюю упорядоченность и дисциплину. Внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе миро, учит его упорядочивать собственные впечатления. Этап наивысшей интенсивности сенситивного периода порядка, как отмечала доктор М. Монтесори наступает в среднем около 2-2,5 лет и протекает до 3 лет.
Предметно – пространственная среда служит и развитию социальных навыков ребенка от 0 до 6 лет. «На класс должен приходиться только один экземпляр каждого предмета. Если ребенок захочет взять то, чем кто то уже занят, он не сможет этого сделать. Но если малыш «нормализован», он спокойно подождет пока другой закончит свою работу с данным предметом. Так развиваются некоторые очень важные черты общественного поведения: ребенок узнает, что должен уступать тому, кто первый начал пользоваться тем или иным предметом, не потому, что так ему велели, но потому, что это – реальность, с которой он столкнулся на собственном опыте».
Предметно-пространственная среда должна помочь малышу освоить окружающий мир и стать основой самореализации человека.