Мария Мельникова
Построение предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Построение предметно- пространственной среды в подготовительной группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС.
МБДОУ № 104/ г. Красноярск
Воспитатель: Мельникова М. В.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть : содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
Публикация «Построение предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда в старшей группе построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость – в группе есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; в группе имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.
Доступность – обеспечивает доступ для воспитанников ко всем помещениям группы, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
С учетом всех этих принципов я поделила все групповое пространство группы на зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Зона отдыха и релаксации – в этой зоне ребенок может отдохнуть, почитать любимую книжку.
Центр «Мир книги»
включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотности»
находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр «Сюжетно-ролевых, театрализованных игр»
Дети дошкольного возраста активно проявляют стремление к общению со сверстниками. Основной формой организации их жизни является игра. Таким образом, при построении предметно- пространственной среды, я уделила большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, приборы и инструменты – профессиональные принадлежности, предметы - заместители, размещено игровое оборудование («Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Жилая комната»- обстановка периодически обновляется).
Центр творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок, магнитные доски для рисования. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать делать поделки из бумаги.
Центр конструирования
В нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего, деревянный, здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Имеется и конструктор для девочек. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
Центр ПДД и безопасность был создан с целью научить наших детей безопасному поведению на дороге и в повседневной жизни. Тренажёр по ПДД делали совместно с детьми и родителями. Любимое место всех мальчишек.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития ребенка.
Центр патриотического воспитания, в котором дети знакомятся с символикой государства и родного города
Центр экспериментирования развивает познавательно-исследовательскую деятельность детей, формирует познавательную активность любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В центре имеются: микроскоп, картотека опытов и экспериментов, дидактические игры, емкости для воды, сыпучих материалов, весы, песочные часы, природный материал для исследовательской деятельности детей.
Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. В центре «Физического развития» дети могут играть в различные спортивные игры. Имеются обручи, скакалки, мячи большие и маленькие, кольцеброс, кегли, корзины для эстафетных игр, мягкий модуль «пирамида», горка, массажный коврик, также имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Центр музыки и театрализации направлен на развитие слухового восприятия и внимания. С помощью музыкальных инструментов дети подражают звукам природы, природным явлениям. В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха. Так как этот уголок стоит на одном месте, в нем имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом месте группы и обыгрывать. Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, би-ба-бо, теневой. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития ребенка.