ольга григорьева
Представление предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Представление развивающей предметно – пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда младших групп, для детей 3-4 лет, должна быть содержательно насыщена и соответствовать возрастным возможностям детей. Пространство наших групп оснащено функциональной мебелью, современными дидактическими играми, игрушками, пособиями. На открытых полках в непосредственной доступности у нас находятся материалы для игровой деятельности. Пространство групп трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. В том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны (т. е. большое количество вариантов использования одной игрушки, предмета в разных играх) и пригодны для использования в разных видах детской активности. Мебель (стеллажи, имеющие постоянное место) зафиксированы. Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой. Вносятся новые предметы, атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. Все игрушки в группах соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, безопасны и учитывают гендерные и индивидуальные особенности детей.
Публикация «Представление предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, фото - стенд и т. д.)
Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группах представлены все виды игр : сюжетно – ролевые, настольные, театрализованные, конструктивные и др.)
Личностно – ориентированная модель взаимодействия.
В группах организованы различные пространства - для игры, конструирования, уединения и т. д. Группы наполнены разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
Из чего следует вывод: Что в детском саду, в младших группах
создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
В наших группах при проектировании предметно – пространственной среды мы учитывали принцип интеграции (интеграция — процесс объединения частей в целое) и старались отразить содержание образовательных областей (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие).
Остановимся на каждом более подробно и совершим «экскурсию» в младшие группы нашего детского сада и познакомимся с различными центрами, опираясь на пять образовательных областей.
Социально – коммуникативное.
Включает в себя центры сюжетно – ролевых игр.
Центр сюжетно-ролевых игр
Используется для формирования представлений у детей о домашних делах, ведении домашнего хозяйства, о профессиях взрослых. Данный центр используется нами для развития эстетического восприятия окружающей действительности, многое здесь сделано своими руками: сшитая одежда для кукол, постельное белье, фартуки, прихватки и т. д. в этом центре дети играют в такие игры как:
«СЕМЬЯ», «ХОЗЯЙКА», «ДОЧКИ-МАТЕРИ»- здесь формируется представление о коллективном ведении хозяйства. В центре есть стол, стулья, диван, коляски, плита, куклы разных размеров, наборы кухонной и чайной посуды.
«БОЛЬНИЦА», «ДОКТОР», «ПОЛИКЛИНИКА». В игре расширяется представление детей о труде врача, медицинской сестры. Здесь представлены форма доктора, контейнер с аптечкой, баночки от витаминов, коробочки от лекарств и лейкопластыря, игрушечный набор доктора - фонендоскоп, зеркало, градусники, стаканчики.
«МАГАЗИН» - развивать умение расширять сюжет на основе знаний, полученных на занятиях и в жизни. В магазине представлены различные атрибуты для игры. Муляжи фруктов, овощей и различных продуктов. Есть так же игрушечные деньги разного номинала, весы, касса, кошельки и сумки.
«СТРОИТЕЛИ» - происходит близкое знакомство с профессией строителя. Обращается внимание на роль техники, облегчающей труд строителя. Игра учит сооружать постройки разных видов и назначений, используя строительный материал. В центре представлены разные виды конструктора, строительный кран, грузовые машины, картинки и открытки с разными постройками
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ». Для игры есть светофор, разные машинки, атрибуты для игры «уличное движение». Так же в центре присутствуют плакаты по ПДД, книги для детей по ПДД. Помогает формировать у детей основы безопасного поведения на улице и в быту.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ», «САЛОН КРАСОТЫ» - используется для расширения у детей представлений о труде работников парикмахерской. В свободном доступе у детей находятся игрушечные ножницы, расческа, одеколон, лаки, фен, зеркала (муляжи).
«МОРЯКИ»
Центр социального окружения (Я-ПТЕРБУРЖЕЦ)
Фотографии, альбомы, открытки, книги с достопримечательностями нашего города, книги, магниты с видами города и т. д.
Познавательное.
Центр настольных игр, игр на ФЭМП.
Счеты, счетные палочки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, цифры. Домино, пазлы, мозайка и др.
Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности
создан с целью формирования представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними, воспитания интереса к явлениям природы, бережного отношения к растениям, заботливого отношения к животным. Представлены живые растения, календарь природы, календарь погоды, картинки с изображением времен года, альбомы «Времена года». Коллекционные материалы - камешки, раковины и т. д, природный материал - камни, шишки, семена деревьев, плоды, материалы для опытов.
Речевое.
Центр речевого развития
В центре представлены следующие материалы и оборудование: плакаты по лексическим темам, наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Картотеки артикуляционной гимнастики. Ширма обучающая детей составлять описательный рассказ о предмете, наборы иллюстраций к произведениям детской литературы. В центре представлены произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы). Произведения разных жанров (рассказы повести, поэмы, сказки, стихи, загадки, разной тематики, книжки малышки.
Художественно – эстетическое.
Центр самостоятельной художественной деятельности
Преследует цель вызывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Центр наполнен следующими материалами - раскраски, листы бумаги (белые и цветные). Цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки и простые карандаши, трафареты и шаблоны, пластилин, стеки, в свободном доступе. Для рассматривания альбомы - Хохлома, Гжель, Дымка. Дидактические игры для развития творческих способностей (воображения, композиционных способностей, различения цвета, восприятия формы).
Центр музыкального развития
В центре представлены музыкальные инструменты.
Центр театрализации
Преследует цель привлечения детей к посильному участию в театральных представлениях, забавах, развития у детей умения следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них, способствует формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. Центр представлен следующим набором оборудования и материалов: маски, полумаски, различными видами театра «Бибабо», пальчиковый театр, театр резиновой игрушки, плоскостной театр.
Физическое развитие.
Центр физического развития
Способствует укреплению здоровья детей, развития движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности, сохранения психического здоровья детей, используя игровые приемы.
Мишень для метания на липкой основе, кольцеброс, скакалки, мячики разных размеров, кегли.
развивающая предметно – пространственная среда наших групп содержательно насыщена, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых. Мы в наших группах стремимся создать развивающую предметно – пространственную среду соответствующую требованиям ФГОС и этим хотим поделиться с нашими коллегами. Надеемся, что наш опыт будет вам полезен и интересен.