Ирина Махмутова
Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки.
Публикация «Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2019
Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
При создании предметно-развивающей среды группы мы учитывали, что она должна быть:
-содержательно-насыщенной
-трансформируемой
-полифункциональной
-вариативной
-доступной и безопасной.
При организации РППС мы опирались на шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в ДОУ.
Шкалы разделены на семь подшкал:
- Предметно-пространственная среда;
– Присмотр и уход за детьми;
– Речь и мышление;
– Виды активности;
– Взаимодействие;
– Структурирование программы;
– Родители и персонал
Оценка идет по четырём критериям: Неудовлетворительно, минимально, хорошо, отлично.
ОТЛИЧНО в наличие
Подраздел № 3: Мебель для отдыха и комфорта
7.1 Мягкая мебель доступна детям не только в уютном уголке (напр., подушки в уголке для ролевых игр, ковры).
Уютный уголок- это четко ограниченное пространство с достаточным количеством мягких вещей, где дети могут отдыхать, дремать, читать или спокойно играть.
7.2. Детям доступно много чистых мягких игрушек.
«Много» означает достаточное количество мягких игрушек для того, чтобы дети не конфликтовали из-за них: по крайней мере, две мягкие игрушки для каждого ребенка в возрасте 2 и 3 лет.
Подраздел № 4 : Обустройство пространства для игр
7.1. По меньшей мере пять различных центров интересов дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт.
7.2. Центры организованы для самостоятельного использования детьми (напр., контейнеры для игрушек стеллажи не переполнены; игровое пространство располагается недалеко от места хранения игрушек).
7.3. Доступны дополнительные материалы для дополнения или изменения обустройства центров.
В наличие имеется центр игры
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин».
Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Уголок конструирования.
Здесь развиваем продуктивную (конструктивную) деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомим детей с деталями (кубик, кирпичик, пластина, цилиндр и т. д., с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Развиваем умение детей сооружать элементарные постройки по образцу или самостоятельно.
В центре сенсорики представлены дидактические пособия, вкладыши, шнуровки, застежки, молнии, крупная мозаика, пирамидки, бизиборды, которые доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также они полифункциональные, т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Подраздел №15. Книги и иллюстрации.
7.1. Книги и материалы для речевого развития меняются для поддержания интереса детей.
Некоторые книги относятся к текущим видам деятельности или темам.
Особого уюта и тишины требует книжный уголок. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
А любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр би-ба-бо. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Организуя игры с водой и песком, дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций.
Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Ребенок в возрасте 2-3 года познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.
В центре физического развития развиваем умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание); умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Подраздел: Места для уединения
7.1. Доступно более одного места для уединения. Персонал устраивает занятия для одного или двух детей отдельно от занятий основной группы с использованием уединенного места (напр., две настольные игры на столике в тихом уголке.)
Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями.
В уголке уединения ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, что-то рассмотреть, поиграть с какими-то предметами, игрушками. Это могут быть мягкие подушки, мягкие игрушки, коврики, книги, фотоальбомы – всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир.
Такая организация развивающей предметно-пространственной среды кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.