Светлана Кожевникова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Виды транспорта» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
для детей 6-7 лет
(компенсирующей группы)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: расширение представления о транспорте.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о транспорте.
2. Закрепить умение детей классифицировать виды транспорта по признакам :
«По назначению» (грузовой, пассажирский)
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Виды транспорта“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
«По принадлежности» (личный, общественный)
«По способам движения» (с мотором, без мотора) Ввести новый признак для классификации видов транспорта с мотором, без мотора («сила тяги»); (ветер -воздушный шар, планер, парусник; течение реки -лодка, плот; сила животных- собаки - упряжка, лошадь -телега).
«По среде передвижения» (водный, воздушный, наземный)
3. Упражнять детей в ритмичном движении, создавать хороший эмоциональный настрой.
4. Развивать мыслительную и речевую активность детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах и коллективе.
Оборудование:
1. Мультфильм для просмотра «Весёлый транспорт»
2. Смайлики по цветам (2, для деления детей на две подгруппы.
3. Презентация «Сказочные герои».
4. Конверт№1 с картинками размером 8*8см. с различными видами пассажирского и грузового транспорта (коллективная классификация)
5. Конверт№2 с картинками размером 8*8см. с различными видами личного и общественного транспорта (классификация по подгруппам).
6. Конверт№3 с картинками с различными видами воздушного, водного, наземного транспорта на каждого ребенка (индивидуальная классификация, конверты на каждого ребёнка)
7. Игра «Заведи моторчик» ( иллюстрации: автомобиль, мотоцикл, воздушный шар, катер, парусник, теплоход, лодка, плот, трактор, собачья упряжка, вертолёт, самолёт, лошадь с телегой, планер).
8. Классификационные таблицы (для конверта №1, №2).
9. Индивидуальные классификационные таблицы со схематическим изображением облака, реки, дороги (для конверта №3)
10. Клей.
Методические приё мы:
• Наглядный метод: демонстрация наглядных пособий (мультфильм, слайды, иллюстрации)
• Словесные методы: беседа (диалогический метод обучения, рассказы детей из личного опыта, объяснение)
• Игровые методы: игра «Заведи моторчик», музыкальная игра, создание игровой ситуации
• Практический метод: выполнение упражнений (деление транспорта на 3 группы, наклеивание его в таблицу)
Предварительная работа:
• Рассматривание альбомов с демонстрационным материалом по теме «Транспорт».
• Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта».
• Беседы с детьми «Путешествие на транспорте», «Куда едет машина, автобус, трамвай….».
• Загадывание загадок о транспорте.
• Раскрашивание картинок с изображение транспортных средств.
• Чтение стихов о транспорте.
• Работа с родителями по подбору демонстрационного материала по теме «Транспорт».
1. Орг. момент
Дети заходят, здороваются с гостями.
2. Создание мотивации к занятию
Ребята, мы сегодня с вами немного поиграем. Игры наши будут немного необычные. А чему они будут посвящены – вы узнаете, когда посмотрите мультфильм.
Присаживайтесь на удобные места.
Просмотр мультфильма
- Ребята, вы посмотрели мультфильм. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить (о транспорте - проговариваем вместе)
3. Постановка проблемной ситуации.
- Для чего нам нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое).
- Вы когда – нибудь, пользовались транспортом? Каким транспортом вы пользовались и куда вы на нём ездили? (рассказы детей из личного опыта)
1. Классификация «По назначению»
Пассажирский, грузовой транспорт
Я вам открою секрет. К нам сегодня в гости приедут сказочные герои. Хотите с ними встретится? Я даже знаю, что они приготовили для вас игры и задания. Итак, давайте посмотрим, кто к нам приедет первый.
Слайд №1 Крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк
- На чём приехали к нам эти герои?
- Правильно, на поезде…
- А кто еще может ездить на поезде?
- Как вы думайте, как называется транспорт, на котором ездят люди? (пассажирский - проговариваем вместе). Можно сказать пассажирский состав.
- Как называется транспорт, который перевозит грузы?
(грузовой - проговариваем вместе)
- А как вы думаете, можно ли на поезде перевозить грузы?
-Да, это будет грузовой состав.
- Итак, мы с вами определили признак для классификации транспорта : по назначению. Он может быть пассажирский и грузовой.
- Крокодил Гена и Чебурашка приготовили для вас конверт, в котором картинки транспорта, нам нужно его разделить на две группы: пассажирский и грузовой.
(Мы будем работать вместе. Дети берут по одной картинке и выставляют на таблицу, проговаривая почему они ставят картинку именно на это место).
Если остались картинки, то необходимо объяснить, почему их никто никуда не определил (каток для асфальта, снегоуборочная машина
- Давайте попрощаемся с нашими героями, а к нам следующий герой приехал.
2. Классификация «По принадлежности»
Личный, общественный транспорт.
Слайд № 2 Кот Леопольд на велосипеде
- Кот Леопольд приехал сегодня к нам в гости и предлагает немного поиграть. Хотите?
Разминка под музыку
- На чем приехал к нам Леопольд?
- Правильно, Леопольд к нам приехал на велосипеде, на своём личном транспорте. А вот если бы он приехал на автобусе, то мы бы сказали что он к нам приехал на общественном транспорте. Итак, Леопольд хочет узнать: какой транспорт называют личным, а какой общественным?
- Итак, у нас есть ещё один признак для классификации транспорта : по принадлежности. Он может быть личный и общественный.
- Леопольд нам тоже передал конверт, в нем картинки транспорта. Нам нужно его поделить: личный и общественный. Итак, приступаем к работе.
(дети делятся на 2 группы, выбирают из всех картинок только те, которые подходят к их таблице, и наклеивают их на свою таблицу).
Если остались картинки, то необходимо объяснить, почему их никто никуда не определил. Можно ли их определить к какой либо группе (ступа бабы Яги, печь для Емели?
-Ну что же, кот Леопольд уезжает в свою сказку, а мы встречаем следующего героя.
Слайд №3 Карлсон
-Посмотрите, кто к нам прилетел….
.Карлсон хочет с вами поиграть…Но прежде помогите разобраться Карлсону в его проблеме…Он не знает почему движется машина, с помощью чего? (ответы детей)
-Правильно, машина движется, потому что у неё есть двигатель или мотор.
- Но, оказывается, есть транспорт, у которого нет мотора или двигателя, и им движет другая сила. Называется она «сила тяги».
- Итак, у нас появился ещё один признак для классификации: по способам движения. Транспорт может быть с мотором и без мотора.
Давайте поиграем с Карлсоном в игру, и попробуем узнать: какая же сила движет транспорт?
3. Классификация «по способам движения» :
с мотором и без мотора
игра «Заведи моторчик»
(если у этого вида транспорта есть мотор, то заводим его с помощью рук, (произносим тррррррр….т. ррррррр,а если нет, то руки опускаем. (По возможности показываем, какая сила движет этим транспортом).
Картинки: автомобиль, мотоцикл, воздушный шар, катер, парусник, теплоход, лодка, плот, трактор, собачья упряжка, вертолёт, самолёт, лошадь с телегой, ракета, планер.
4. Классификация «По среде передвижения» :
водный, сухопутный, воздушный.
- Оказывается К. очень торопился, когда летел к нам и у него сломался моторчик, но он продолжал добираться к нам на различном транспорте. Сначала на транспорте, который передвигается по воздуху – воздушный, затем плыл по воде – водный, а потом уже по земле - наземный.
- Итак, у нас появился ещё один признак для классификации: по среде передвижения. Транспорт может быть водный, воздушный, наземный.
Карлсон передал нам еще один конверт, в котором для каждого из вас лежат таблицы и конверты.
- Вы будете работать самостоятельно, а чтобы правильно выполнить задание Карлсона, послушайте инструкцию для выполнения: картинок много и их нужно разделить на 3 группы: водный, воздушный, наземный, но ещё определить какой транспорт будет с мотором, а какой без, для этого на ваших таблицах есть специальные значки (мотор, без мотора).
(дети самостоятельно выполняют задание на своих индивидуальных таблицах, наклеивая картинки в нужную ячейку).
- Прощаемся с Карлсоном.
Слайд № 4 Общая картинка «Машины»
На улице нашей машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Эй, машины, полный ход! Спешат грузовые,
Фырчат легковые. Торопятся, мчатся,
Как будто живые. У каждой машины
Дела и заботы. Машины выходят
С утра на работу.
- Вот видите, сегодня мы с вами разделили транспорт на разные группы и по разным признакам. Давайте, вспомним по каким?
Слайд №5, №6, №7, №8
По – назначению: грузовой и пассажирский;
по - принадлежности: личный и общественный;
по - способам движения: с мотором и без мотора;
по – среде передвижения: воздушный, водный, наземный.
- Ребята, вам понравилось?
- Но у нас остались пустые ячейки, которые тоже хотелось бы заполнить, но у меня больше нет картинок….Что же нам сделать? (предложения детей).
- А давайте дома вместе с родителями вы попробуете подобрать ещё картинки различных видов транспорта, может быть, найдете такие, которых у нас нет, и наклейте их в свою таблицу. Попросите своих родителей рассказать вам о них. А потом поделитесь своими знаниями с ребятами в группе.