Валентина Попова
Описание опыта работы «Развитие способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме : «Развитие способностей детей в познавательно – исследовательской деятельности».
Дети уже рождаются с врождё нным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на это внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребё нка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Публикация «Описание опыта работы „Развитие способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей.
ЦЕЛЬ. Разработка и экспериментальная проверка системы организационно-педагогических условий для дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, способствующих развитию познавательной интеллектуальной сферы дошкольников. Объект исследования: процесс развития с использованием организационных форм и методик обучения, развивающих познавательную сферу детей. Предмет исследования: Организационно-педагогические условия, способствующие развитию познавательной сферы детей. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определена гипотеза, согласно которой процесс развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников будет протекать наиболее успешно, если создать следующие условия:
• организационные - сочетание традиционных учебных и игровых занятий в кружках; сочетающими игру и экспериментирование; создание среды для экспериментирования детей (макеты и пр.); подготовить коллектив к проведению эксперимента (распределение обязанностей, меры морального и материального стимулирования, обеспечит нормативную базу эксперимента;
• методические — индивидуализация образовательных процедур, ориентация на познавательно – исследовательскую деятельность и экспериментирование, использование методик, развивающих познавательные способности детей, применение форм организации игровой и экспериментальной деятельности, адекватные поставленным целям;
• содержательные - на занятиях кружка включать материалы, имеющие развивающий познавательно – исследовательский эффект.
Предполагаемые результаты.
1. Позитивная динамика показателей познавательно - исследовательских способностей дошкольника в кружке.
2. Создание модели образовательного пространства, способствующей оптимальному формированию познавательно - исследовательских способностей детей в условиях МДОУ.
3. Разработка критериев качественных показателей мыслительных процессов дошкольника.
4. Приобретение дошкольником следующих навыков:
- умение ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности;
- умение наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
Этапы инновационной работы.
I этап – подготовительный
1. Изучение исследований психологов, педагогов, по проблеме познавательно - исследовательских способностей дошкольников;
2. Разработка мини – программы инновационной работы (кружковая работа, работа с детьми, с родителями, социумом, кадрами);
3. Отбор методов исследования (создание банка идей по методикам обследования детей, авторских методик, подбор и проведение диагностики педагогов и родителей).
II этап – основной
1. Реализация рабочих программ.
2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогами ДОУ. Это и обмен опытом, и копилка педагогических идей, и работа по самообразованию.
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
III этап – обобщающий
1. Анализ и обработка полученных результатов, их соотношение с целями инновации.
2. Составление отчёта по результатам инновационной работы