Кухаенкова Ирина Олеговна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с Коськой» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности, внимания, памяти, воображения, речи, любознательности.
Задачи: учить детей с помощью разнообразных действий (опыты, знакомство со сказкой) определять особенности воды (прозрачная, без запаха; бывает в жидком, твёрдом, газообразном состоянии; может быть тёплой, холодной, горячей); способствовать совершенствованию деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире; продолжать воспитывать сенсорную культуру в области восприятия формы, цвета, величины; совершенствовать диалогическую речь.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие с Коськой“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Словарная работа: подбор антонимов и синонимов к существительному вода (горячая, холодная, тёплая, жидкая, твёрдая, солёная, сладкая, прозрачная, розовая, голубая, зелёная).
Предварительная работа: знакомство со сказкой «Заяц Коська и Родничок», наблюдение за таянием снега, появление сосулек. Заучивание пословиц и загадок о воде.
Оборудование: музыка (плеск волн, шум льющейся воды, мягкая игрушка Заяц, загадки о воде, пригласительные билеты на корабль (парные картинки с изображением разных предметов, ребристая доска или массажный коврик, пипетка, цветная яркая вода зелёного, красного, синего цветов; стеклянный кувшин с водой; ёмкости с солёной водой, сладкой, тёплой, холодной; кувшин со льдом; самовар; картинки с изображением: заяц грустный и весёлый, лапы грязные и чистые, вода грязная и чистая, вода твёрдая и жидкая, человек мокрый и сухой; родниковая вода.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, палочки.
Дидактические игры: "Слова в воде", "Найди пару".
Методы и приемы: наглядные (демонстрация, использование ИКТ, словесные (объяснение, рассказ, беседа, практические и игровые.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, закройте глаза и прислушайтесь к звукам (звучит музыка: плеск волн, шум льющейся воды). Что вам сейчас слышно?
Дети: Журчит, льётся вода, плещутся волны.
Воспитатель: Да, действительно, плещутся волны. К нам кто-то плывёт. Давайте посмотрим, кто же это? Как вы думаете, из какой сказки заяц к нам пожаловал?
Дети: «Заяц Коська и Родничок».
Воспитатель: А на чём он плывёт?
Дети: На лодке.
Воспитатель: А на чём ещё можно плыть по воде?
Дети: На катере, на плоту, на корабле.
Воспитатель: А вы хотите попутешествовать с Коськой? Коська приглашает нас на Волшебный остров. На этом острове много – много воды. Вода бывает очень – очень разной (плещется в ручейке, море, становится льдинками, горячими капельками пара. Вот такая разная вода. А значит волшебная. Коська сказал, что возьмёт на остров только тех, кто ответит на вопросы. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнём.
1. Кому нужна вода? (людям, животным, рыбам, растениям, птицам).
2. Для чего нужна вода? (вода кормит людей, из неё готовят пищу; водой моются, моют продукты питания).
3. Зачем человеку мыться? (чтобы быть здоровым).
4. Назовите, в каком виде можно встретить воду? (снег, дождь, льдинки, сосульки).
Воспитатель: А ещё, дети, вода – это удобная дорога, по ней плавают корабли, перевозят грузы.
(Коська раздаёт пригласительные билеты на корабль (парные картинки, одна – у ребёнка, другая – на сиденье корабля).
Воспитатель:
Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь.
Капитан, вперёд смотри
И на остров нас вези.
(Предлагаю кому – то из детей быть капитаном. Проверяю, правильно ли дети заняли места).
Воспитатель:
Я найду слова везде
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в «Слово».
Дидактическая игра «Слова в воде».
Перед детьми разложено множество картинок. Дети должны среди них выбрать только те картинки, изображение которой можно соотнести к воде (рыба, водоросли, камешки, лягушка и т. д.)
Физкультминутка.
Лейся, дождик, веселей! (бег на месте, по кругу, бег с подскоками)
Мы с тобою дружим.
Хорошо нам бегать
Босиком по лужам.
Как зелёные лягушки, (прыжки на двух ногах)
Мы попрыгаем по лужам.
Всё. Напрыгались, устали, (присесть на корточки)
Побежим сушиться к маме. (возвращение на места)
Воспитатель: Вот мы и приплыли на Волшебный остров. (Прошу капитана идти первым и вести пассажиров на остров по трапу, приставляя носок к пятке – по ребристой доске).
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Воспитатель: Дети, а вода – это хорошо или плохо? (Хорошо – почему? Плохо – почему)
Воспитатель: На острове Коська приготовил нам сюрприз. Он умеет воду делать разноцветной, а вот какого цвета, вы скажите ему сами. Возьмите стаканчики с водой (Капаю в каждый стаканчик гуашь, дети размешивают палочкой (зелёная, голубая, и др. Уточняю, у кого какого цвета. А у меня какая? (Прозрачная). Коська прячется за кувшином. Видим Коську? Видим, значит вода прозрачная. Беру стакан с розовой, зелёной, синей, чёрной водой – где встречаем эту воду? (В компоте, болоте, в море, в луже). Коська опускает лапу в воду. Посмотрите, какая стала лапка? (Мокрая).
А была? (Сухая). Хотите свой пальчик окунуть в воду? Какой пальчик стал?
Воспитатель: Коська проголодался, но не знает из какой кастрюли взять воду, чтобы приготовить обед. Поможем ему?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю попробовать ложечкой из кастрюли (солёная). Какие первые блюда можно приготовить из солёной воды? Попробуем из другой кастрюли (сладкая). А что можно приготовить из сладкой воды? (Компот, чай).
Воспитатель: Коська, но тебе рано садиться за стол. Ты забыл сделать что – то важное. Дети, подскажите.
Дети: Помыть руки.
Воспитатель: Даю ребёнку Коську. Подставляй лапы. Лью воду из кувшина на лапы. Вода какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Дети, а вот из этого кувшина я не могу помыть лапы Коське (беру кувшин со льдом). Почему? Что это?
Дети: Лёд.
Воспитатель: А лёд – это вода?
Дети: Да.
Воспитатель: Попробую лить. Не льётся – значит лёд какой?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: Коська, в этих чайниках тоже вода. А вот какая, нам помогут определить дети. Давайте потрогаем и скажем, какая вода на ощупь.
Дети: Тёплая, холодная.
Воспитатель: Дети, а что здесь на острове делает самовар? Коська, ты знаешь?
Посмотрите – ка сюда
У меня внутри вода.
На вопрос вам отвечаю:
Без воды не выпить чаю.
Пар – водичка или нет?
Ну – ка дайте мне ответ.
(Показываю, как идёт пар. Пар какой? (Горячий). Пар – это вода).
Воспитатель: Коська нас предупреждает, что когда идёт пар, до чайника или самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься.
Воспитатель: На острове Коська нашёл заколдованные картинки. Их надо расколдовать.
1. Коська грустный – весёлый.
2. Лапы грязные – чистые.
3. Вода грязная – чистая.
4. Вода твёрдая – жидкая.
5. Человек мокрый – сухой.
Воспитатель: Дети, вы не забыли из какой сказки приплыл Коська? Так вот Коська хочет угостить нас настоящей родниковой водой. Он хочет, чтобы вы её понюхали. Пахнет вода?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь попробуйте на вкус. Какая родниковая вода – кислая? Горькая? Солёная?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Родниковая вода очень полезная. Пейте на здоровье!
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но нам пора возвращаться. Для этого нам нужно вспомнить добрые слова о воде К. Чуковского:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане
Всегда и везде –
Вечная слава воде!