Марина Керимова
Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
В работе учителя дефектолога очень важно уделять внимание различным видам методик, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка (психические процессы, эмоционально-волевая сфера и т. д., а, также личности ребенка. Актуальность выбора этой здоровьесберегающей методики раскрывается в широком спектре решаемых ею проблем. Песочная терапия помогает : Контролировать собственные чувства; снизить отрицательную энергию (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гиперактивными и агрессивными детьми); более гармонично и интенсивно развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память); существенно усилить желание ребёнка работать самостоятельно; развивать «тактильную» чувствительность как основу «ручного» интеллекта; развивать способность к преодолению трудностей; обрести чувство уверенности; предметно-игровая деятельность помогает в дальнейшем развитию коммуникативных навыков; снять агрессию; научиться принимать себя таким, какой есть; повысить самооценку; выявить переживания и страхи, которые ребенок не может выразить словами; избавиться от страхов.
Публикация «Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как рас- путать то, над чем тщетно бьется разум». Песочница, по его мнению, это
«безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств.
В песочной терапии приемлемы несколько форм работы: как индивиду- альная форма работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, ис- следователь ставит перед собой цель – тщательное наблюдение за воспитанни- ком, выяснение причин дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме педагог ориентирует детей на само исцеление : воспитанни- ки сами играют в песок и ведут диалог со своим «я». Групповая форма обеспе- чивает погружение в работу сразу нескольких нуждающихся в помощи детей. Главное учесть количество детей при выборе оборудования для проведения этой нетрадиционной методики.
Песочная терапия – это метод психотерапевтического воздействия на де- тей с использованием песка. Игры на песке – это самая первая деятельность ре- бенка: например, приготовление куличиков любимое занятие в песочнице у де- вочек; выкапывание тоннелей – это любимая игра на песке для мальчиков.
Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существу- ют психологические и эмоциональные проблемы, а, так же, для детей с типич- ным развитием. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и взрослыми. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувст- ва. Игры и занятия с песком снимают напряжение, тревогу, страх перед окру- жающими, повышают самооценку.
Песочная терапия образно дает возможность ребенку увидеть то, что ре- ально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить педагогу некоторый бессознательный матери- ал о самом ребенке и трудностях, с которыми он сталкивается при общении окружающим миром. Кроме того, песок успешно забирает в себя негативную энергию, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергетику. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармо- низация психоэмоционального состояния ребенка. Песок состоит из мельчай- ших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кон- чиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным об- разом сказывается на работе всех внутренних систем организма ребенка. В ходе проведения занятий по песочной терапии с детьми можно использовать музы- кальное сопровождение – звуки природы, классическую музыку или релакса- ционные мелодии, все это, позволяет сделать занятие глубоким и полноценным. Во время игр с песком, важно понимать, что абстрактные символы (гео- метрические фигуры, цифры и др.) для детей «оживают», дети активно играют в сюжетно-ролевые игры, при этом, часто используют предметы-заместители и наделяют их несуществующими характеристиками и свойствами.
В песочной терапии так же большое внимание уделяется вспомогатель- ным предметам: крупы разного размера (горох, фасоль, рис, семя подсолнечни- ка, миниатюрные игрушки, ракушки. Для рисования на песке можно использо- вать кисти разного размера, ватные палочки, для выдувания узоров – трубочки для коктейля.
Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эф- фективных коррекционных подходов в работе с особым ребё нком: Дети резуль- тативнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений. У детей с диагнозом – алалия – проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие. У детей с диагнозом ДЦП – развивается мелкая моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира. У детей с интеллектуальными наруше- ниями – установление эмоционального и невербального контакта (вербальный уровень воздействия уходит на второй план).
В воспитательном русле через песочные построения, выстраивая и фанта- зируя, моделируя любую ситуацию, проблему, можно учить отличать добро от зла, учить прекрасному, созидательному, патриотическим чувствам, нравствен- ному поведению. Стоит помнить о том, что игра с использованием песка под успокаивающую музыку или без неё – это прекрасный релаксант.
Перед использованием песочной терапии было бы полезным - проведе- ние пальчиковой гимнастики, которая позволит подготовить руки и пальцы ре- бенка к выполнению упражнений и сделать их наиболее активными и подвиж- ными.
Важно познакомить ребенка с правилами работы за песочным столом : 1. Нельзя намеренно выбрасывать песок за пределы песочного стола;
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
3. После занятия надо помочь убрать все материалы на свои места;
4. После занятия с песком надо помыть руки.
Организующими упражнениями перед основном работой являются сле- дующие:
1. Педагог – просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка;
2. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
3. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (действие происходит на песочном столе);
4. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
5. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.
Наиболее эффективные упражнения для детей с нарушением в развитии являются следующие :
1. Рисуем узоры с повторением. Делим визуально экран на 2 части и по очереди каждый (психолог, ребенок) в своей части по очереди один рисует элемент, второй его повторяет. Потом меняются местами. Получается симмет- ричный узор;
2. Придумаем разные способы рисования руками, пальцами, кисточ- кой, лопаткой, палочками и т. д. Например, сначала рисуем две ровные линии слева направо ватной палочкой, затем берем широкую кисть и рисуем одну волнистую линию справа налево, затем указательным пальцем рисуем пунк- тирную линию слева направо;
3. Рисование кулачком, ладонью, ребром большого пальца, пальцами (щепотью, мизинцами, рисование одним пальцем, одновременное исполь- зование нескольких пальцев;
4. Рисование с помощью трафаретов разной формы, это могут быть геометрические фигуры, трафареты с изображением фигуры животных, транс- порта и т. д. ;
5. Дорисовывание достающих частей (например, рисуем круг, а ребенок должен дорисовать лучи, чтобы получилось солнце);
5. Упражнение «Необычные следы» :
1. «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавли- вает на песок.
2. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхно- сти песка, перемещая руки в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными паль- цами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Цыпа-цыпа» – дети имитируют кормление курочек, перетирая песок пальцами, как бы разбрасывая корм;
6. Упражнение «Песочный дождь»
1 вариант выполнения: В правую руку берем песок, левую кладем на песочный стол таким образом, чтобы рука лежала ладонью вниз на поверхности стола свободно и ничего не мешало, затем, из правой руки медленно высыпаем песок тоненькой струйкой на левую руку. Затем руку меняем. Во время выпол- нения данного упражнения можно задавать ребенку вопросы: Что ты чувству- ешь? Какой песок?
вариант выполнения: Ребенок закрываем глаза и кладет обе руки на песочный стол, педагог медленно высыпаем песок из руки или двух рук на руки ребенка, сначала правую, затем левую, можно высыпать песок одновременно на две руки ребенка;
7. Рисование одновременно двумя руками, например: сначала рисуем двумя руками круги, потом овалы, квадраты и т. д. ;
8. Упражнение «Геометрический рисунок» : Нарисуй в левом верхнем углу – круг, в нижнем правом углу – овал, в правом верхнем – прямоугольник, в левом нижнем – треугольник (комбинация может быть разной)
Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую у детей встречается задержка речи, психического развития, когни- тивных способностей, нарушение опорно-двигательного аппарата, для детей с ДЦП очень эффективно использование песочной терапии на занятиях. Это хо- рошо развивает мелкую моторику. Для детей с нарушением зрения – развитие зрительного восприятия, для детей с нарушением речи – развитие речи.
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребен- ка игровой среде. Занятия можно проводить под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, по- могает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией.
В общем итоге, и песочная терапия позволяет : стабилизировать психо- эмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, про- странственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расши- рять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Она способствует сня- тию страхов, тревог, напряжения, установлению эмоционально-доверительного контакта, обучению игровой деятельности.
Чем больше сохранных функций у ребенка, потенциальных способно- стей, тем легче и естественнее он включается в работу, в песочную терапию. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, нега- тивизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.
Библиографический список
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игро- терапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогиче- ской песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; 2011.
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.