Приложение МААМ

Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (1 фото)

Марина Керимова
Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе учителя дефектолога очень важно уделять внимание различным видам методик, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка (психические процессы, эмоционально-волевая сфера и т. д., а, также личности ребенка. Актуальность выбора этой здоровьесберегающей методики раскрывается в широком спектре решаемых ею проблем. Песочная терапия помогает : Контролировать собственные чувства; снизить отрицательную энергию (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гиперактивными и агрессивными детьми); более гармонично и интенсивно развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память); существенно усилить желание ребёнка работать самостоятельно; развивать «тактильную» чувствительность как основу «ручного» интеллекта; развивать способность к преодолению трудностей; обрести чувство уверенности; предметно-игровая деятельность помогает в дальнейшем развитию коммуникативных навыков; снять агрессию; научиться принимать себя таким, какой есть; повысить самооценку; выявить переживания и страхи, которые ребенок не может выразить словами; избавиться от страхов.

Публикация «Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как рас- путать то, над чем тщетно бьется разум». Песочница, по его мнению, это

«безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств.

В песочной терапии приемлемы несколько форм работы: как индивиду- альная форма работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, ис- следователь ставит перед собой цель – тщательное наблюдение за воспитанни- ком, выяснение причин дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме педагог ориентирует детей на само исцеление : воспитанни- ки сами играют в песок и ведут диалог со своим «я». Групповая форма обеспе- чивает погружение в работу сразу нескольких нуждающихся в помощи детей. Главное учесть количество детей при выборе оборудования для проведения этой нетрадиционной методики.

Песочная терапия – это метод психотерапевтического воздействия на де- тей с использованием песка. Игры на песке – это самая первая деятельность ре- бенка: например, приготовление куличиков любимое занятие в песочнице у де- вочек; выкапывание тоннелей – это любимая игра на песке для мальчиков.

Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существу- ют психологические и эмоциональные проблемы, а, так же, для детей с типич- ным развитием. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и взрослыми. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувст- ва. Игры и занятия с песком снимают напряжение, тревогу, страх перед окру- жающими, повышают самооценку.

Песочная терапия образно дает возможность ребенку увидеть то, что ре- ально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить педагогу некоторый бессознательный матери- ал о самом ребенке и трудностях, с которыми он сталкивается при общении окружающим миром. Кроме того, песок успешно забирает в себя негативную энергию, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергетику. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармо- низация психоэмоционального состояния ребенка. Песок состоит из мельчай- ших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кон- чиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным об- разом сказывается на работе всех внутренних систем организма ребенка. В ходе проведения занятий по песочной терапии с детьми можно использовать музы- кальное сопровождение – звуки природы, классическую музыку или релакса- ционные мелодии, все это, позволяет сделать занятие глубоким и полноценным. Во время игр с песком, важно понимать, что абстрактные символы (гео- метрические фигуры, цифры и др.) для детей «оживают», дети активно играют в сюжетно-ролевые игры, при этом, часто используют предметы-заместители и наделяют их несуществующими характеристиками и свойствами.

В песочной терапии так же большое внимание уделяется вспомогатель- ным предметам: крупы разного размера (горох, фасоль, рис, семя подсолнечни- ка, миниатюрные игрушки, ракушки. Для рисования на песке можно использо- вать кисти разного размера, ватные палочки, для выдувания узоров – трубочки для коктейля.

Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эф- фективных коррекционных подходов в работе с особым ребё нком: Дети резуль- тативнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений. У детей с диагнозом – алалия – проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие. У детей с диагнозом ДЦП – развивается мелкая моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира. У детей с интеллектуальными наруше- ниями – установление эмоционального и невербального контакта (вербальный уровень воздействия уходит на второй план).

В воспитательном русле через песочные построения, выстраивая и фанта- зируя, моделируя любую ситуацию, проблему, можно учить отличать добро от зла, учить прекрасному, созидательному, патриотическим чувствам, нравствен- ному поведению. Стоит помнить о том, что игра с использованием песка под успокаивающую музыку или без неё – это прекрасный релаксант.

Перед использованием песочной терапии было бы полезным - проведе- ние пальчиковой гимнастики, которая позволит подготовить руки и пальцы ре- бенка к выполнению упражнений и сделать их наиболее активными и подвиж- ными.

Важно познакомить ребенка с правилами работы за песочным столом : 1. Нельзя намеренно выбрасывать песок за пределы песочного стола;

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

3. После занятия надо помочь убрать все материалы на свои места;

4. После занятия с песком надо помыть руки.

Организующими упражнениями перед основном работой являются сле- дующие:

1. Педагог – просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка;

2. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

3. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (действие происходит на песочном столе);

4. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

5. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Наиболее эффективные упражнения для детей с нарушением в развитии являются следующие :

1. Рисуем узоры с повторением. Делим визуально экран на 2 части и по очереди каждый (психолог, ребенок) в своей части по очереди один рисует элемент, второй его повторяет. Потом меняются местами. Получается симмет- ричный узор;

2. Придумаем разные способы рисования руками, пальцами, кисточ- кой, лопаткой, палочками и т. д. Например, сначала рисуем две ровные линии слева направо ватной палочкой, затем берем широкую кисть и рисуем одну волнистую линию справа налево, затем указательным пальцем рисуем пунк- тирную линию слева направо;

3. Рисование кулачком, ладонью, ребром большого пальца, пальцами (щепотью, мизинцами, рисование одним пальцем, одновременное исполь- зование нескольких пальцев;

4. Рисование с помощью трафаретов разной формы, это могут быть геометрические фигуры, трафареты с изображением фигуры животных, транс- порта и т. д. ;

5. Дорисовывание достающих частей (например, рисуем круг, а ребенок должен дорисовать лучи, чтобы получилось солнце);

5. Упражнение «Необычные следы» :

1. «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавли- вает на песок.

2. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхно- сти песка, перемещая руки в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными паль- цами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Цыпа-цыпа» – дети имитируют кормление курочек, перетирая песок пальцами, как бы разбрасывая корм;

6. Упражнение «Песочный дождь»

1 вариант выполнения: В правую руку берем песок, левую кладем на песочный стол таким образом, чтобы рука лежала ладонью вниз на поверхности стола свободно и ничего не мешало, затем, из правой руки медленно высыпаем песок тоненькой струйкой на левую руку. Затем руку меняем. Во время выпол- нения данного упражнения можно задавать ребенку вопросы: Что ты чувству- ешь? Какой песок?

вариант выполнения: Ребенок закрываем глаза и кладет обе руки на песочный стол, педагог медленно высыпаем песок из руки или двух рук на руки ребенка, сначала правую, затем левую, можно высыпать песок одновременно на две руки ребенка;

7. Рисование одновременно двумя руками, например: сначала рисуем двумя руками круги, потом овалы, квадраты и т. д. ;

8. Упражнение «Геометрический рисунок» : Нарисуй в левом верхнем углу – круг, в нижнем правом углу – овал, в правом верхнем – прямоугольник, в левом нижнем – треугольник (комбинация может быть разной)

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую у детей встречается задержка речи, психического развития, когни- тивных способностей, нарушение опорно-двигательного аппарата, для детей с ДЦП очень эффективно использование песочной терапии на занятиях. Это хо- рошо развивает мелкую моторику. Для детей с нарушением зрения – развитие зрительного восприятия, для детей с нарушением речи – развитие речи.

Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребен- ка игровой среде. Занятия можно проводить под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, по- могает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией.

В общем итоге, и песочная терапия позволяет : стабилизировать психо- эмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, про- странственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расши- рять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Она способствует сня- тию страхов, тревог, напряжения, установлению эмоционально-доверительного контакта, обучению игровой деятельности.

Чем больше сохранных функций у ребенка, потенциальных способно- стей, тем легче и естественнее он включается в работу, в песочную терапию. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, нега- тивизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Библиографический список

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игро- терапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

2. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогиче- ской песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; 2011.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 8 сентября 2020 в 11:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль песочной терапии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Марина Керимова (УИ 1647499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД