Нина Корнева
Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - реалии современной педагогической практики.
Дети с ОВЗ отличаются повышенной возбудимостью, тревожностью, агрессивно-стью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, незрелостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. У большинства детей отмечается нарушение речи или её отсутствие, недостаточно развита координация движений, мелкая моторика рук, слабая память, рассеянное внимание, нарушение восприятия, снижение или отсутствие познавательного интереса.
Публикация «Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры с песком
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Данная характеристика соответствует большинству детей группы коррекционной направленности нашего детского сада. Они испытывают трудности в усвоении программного материала. В соответствии с ФГОС педагогам необходимо создать условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ, используя гибкие, нетрадиционные формы коррекционно – развивающей работы.
Одной из форм в нашей работе стала технология игровой пескотерапии.
Песок – идеальная среда, где можно творить без страха что-то сломать или испортить. Оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир, приобретает опыт решения жизненных ситуаций. Песок способствует взаимодействию с окружающими, а так как имеется тесная связь больших полушарий с нервными окончаниями подушечек паль-цев, игры способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка.
Основная цель игровой пескотерапии не менять и не переделывать, не учить спе-циальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, упорядочить душевный дисбаланс ребенка.
С помощью песка мы решаем многие развивающие задачи:
коррекция эмоционального состояния (снижение психического напряжения и агрессии);
развитие познавательных способностей детей;
развитие сенсорного восприятия;
развитие мелкой моторики рук и тактильно – кинестетической чувствительности;
развитие навыков ориентировки в пространстве;
развитие речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения;
развитие графо – моторных навыков письма и чтения;
развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
В работе с детьми используем классический песок в песочнице, кварцевый песок для рисования на песочных планшетах и кинетический песок.
Работу проводим как отдельное занятие или как часть коррекционного занятия. В зависимости от целей и проблематики могут быть индивидуальные или коллективные игры - занятия.
Для работы подбираем игры, которые развивают моторную и тактильно-кинестетическую чувствительность, так как у большинства детей с ОВЗ она нарушена (слабый мышечный тонус кистей рук, дискомфорт при контакте с водой, песком, пласти-лином, некоторыми видами тканей, это вызывает трудности в самообслуживании и фор-мировании графо-моторных навыков.
Игры: «Здравствуй песок», «Отпечатки рук», «Нарисуй фигуру», «Достань игрушку», «Цветные дорожки», «Рисуем песком», «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
Игры на развитие зрительного восприятия:
проложи дорожку от слоника к маме (пальчиком, из камешков или другого мате-риала)
рисование на песке геометрических фигур на слух и по памяти;
узнай по нарисованному на песке контуру фигуру или изображенный предмет;
написание на песке цифр и букв, их элементов по образцу и на слух;
Игры: «Что спрятано в песке?», «Мы рисуем», «Секретик», «Что я нарисовала?».
Развитие пространственной ориентации:
разложи игрушки в данной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, между морковкой и деревом, за квадратом –круг, и т. д. В данных упражнениях от-рабатывается ориентировка на листе бумаги, концентрация внимания.
Развитие внимания:
Рисование на песке одной и двумя руками (рисуем одинаковые или разные изображения с помощью трафаретов; одной рукой –круг, а другой квадрат;
Такие упражнения развиваю распределение и концентрацию внимания, координацию движений рук, работу межполушарных связей.
Игры: «Вершки и корешки», «Волшебный песок», «Нарисуй двумя руками».
Формирование элементарных математических представлений:
закрепление знаний изученных геометрических фигур;
повторение цифр и счет предметов;
закрепление понятий: широкий – узкий, длинный – короткий,
решение задач, соотнесение количества и цифры;
Игры: «Огород», «Отпечатки», «Учимся считать», «Узнай цифру», «Загадки», «Раздели пирог», «Песочные строители», «Едем в гости», «Занимательная геометрия», «Подсказ-ка».
Развитие речевого дыхания:
развивать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания;
Игры: «Подуем в трубочку», «Кто дольше?», Игра «Фокус» «Попади в лунку».
Обучение грамоте:
закрепление знаний изученных букв;
развитие графо – моторных навыков;
укрепление мышц руки;
написание изученных букв, сливание и чтение слогов;
Игры: «Слепи букву», «Напиши на песке», «Буква потерялась», «Секретики». «Путешествие к звукам», «Город волшебных букв».
Данная форма работы дает положительные результаты:
возрастает интерес к занятиям;
усиливается мышечный контроль и сила кистей рук;
развиваются коммуникативные навыки;
расширяется словарный запас; развивается связная речь;
развивается память, внимание, восприятие;
происходит освоение навыками письма и чтения;
увеличивается работоспособность и длительность занятия;
Опыт работы показал, что использование игровой пескотерапии превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, во время которой дети учатся, не замечая этого. В процессе игр с песком вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, фантазировать, повышается познавательная и речевая активность детей.
Я считаю, что игровая пескотерапия – современная нестандартная и эффективная технология. Она вызывает положительные эмоции у детей, раскрывает каждого ребенка индивидуально, помогает ему в усвоении нового. Разумное сочетание песочных игр с другими видами деятельности, позволяет осуществлять обучение и развитие детей по-средством интерактивной формы коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ.