Лучший педагог года

Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)

Нина Корнева
Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - реалии современной педагогической практики.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной возбудимостью, тревожностью, агрессивно-стью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, незрелостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. У большинства детей отмечается нарушение речи или её отсутствие, недостаточно развита координация движений, мелкая моторика рук, слабая память, рассеянное внимание, нарушение восприятия, снижение или отсутствие познавательного интереса.

Публикация «Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах

Данная характеристика соответствует большинству детей группы коррекционной направленности нашего детского сада. Они испытывают трудности в усвоении программного материала. В соответствии с ФГОС педагогам необходимо создать условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ, используя гибкие, нетрадиционные формы коррекционно – развивающей работы.

Одной из форм в нашей работе стала технология игровой пескотерапии.

Песок – идеальная среда, где можно творить без страха что-то сломать или испортить. Оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир, приобретает опыт решения жизненных ситуаций. Песок способствует взаимодействию с окружающими, а так как имеется тесная связь больших полушарий с нервными окончаниями подушечек паль-цев, игры способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка.

Основная цель игровой пескотерапии не менять и не переделывать, не учить спе-циальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, упорядочить душевный дисбаланс ребенка.

С помощью песка мы решаем многие развивающие задачи:

коррекция эмоционального состояния (снижение психического напряжения и агрессии);

развитие познавательных способностей детей;

развитие сенсорного восприятия;

развитие мелкой моторики рук и тактильно – кинестетической чувствительности;

развитие навыков ориентировки в пространстве;

развитие речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения;

развитие графо – моторных навыков письма и чтения;

развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

В работе с детьми используем классический песок в песочнице, кварцевый песок для рисования на песочных планшетах и кинетический песок.

Работу проводим как отдельное занятие или как часть коррекционного занятия. В зависимости от целей и проблематики могут быть индивидуальные или коллективные игры - занятия.

Для работы подбираем игры, которые развивают моторную и тактильно-кинестетическую чувствительность, так как у большинства детей с ОВЗ она нарушена (слабый мышечный тонус кистей рук, дискомфорт при контакте с водой, песком, пласти-лином, некоторыми видами тканей, это вызывает трудности в самообслуживании и фор-мировании графо-моторных навыков.

Игры: «Здравствуй песок», «Отпечатки рук», «Нарисуй фигуру», «Достань игрушку», «Цветные дорожки», «Рисуем песком», «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

Игры на развитие зрительного восприятия:

проложи дорожку от слоника к маме (пальчиком, из камешков или другого мате-риала)

рисование на песке геометрических фигур на слух и по памяти;

узнай по нарисованному на песке контуру фигуру или изображенный предмет;

написание на песке цифр и букв, их элементов по образцу и на слух;

Игры: «Что спрятано в песке?», «Мы рисуем», «Секретик», «Что я нарисовала?».

Развитие пространственной ориентации:

разложи игрушки в данной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, между морковкой и деревом, за квадратом –круг, и т. д. В данных упражнениях от-рабатывается ориентировка на листе бумаги, концентрация внимания.

Развитие внимания:

Рисование на песке одной и двумя руками (рисуем одинаковые или разные изображения с помощью трафаретов; одной рукой –круг, а другой квадрат;

Такие упражнения развиваю распределение и концентрацию внимания, координацию движений рук, работу межполушарных связей.

Игры: «Вершки и корешки», «Волшебный песок», «Нарисуй двумя руками».

Формирование элементарных математических представлений:

закрепление знаний изученных геометрических фигур;

повторение цифр и счет предметов;

закрепление понятий: широкий – узкий, длинный – короткий,

решение задач, соотнесение количества и цифры;

Игры: «Огород», «Отпечатки», «Учимся считать», «Узнай цифру», «Загадки», «Раздели пирог», «Песочные строители», «Едем в гости», «Занимательная геометрия», «Подсказ-ка».

Развитие речевого дыхания:

развивать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания;

Игры: «Подуем в трубочку», «Кто дольше?», Игра «Фокус» «Попади в лунку».

Обучение грамоте:

закрепление знаний изученных букв;

развитие графо – моторных навыков;

укрепление мышц руки;

написание изученных букв, сливание и чтение слогов;

Игры: «Слепи букву», «Напиши на песке», «Буква потерялась», «Секретики». «Путешествие к звукам», «Город волшебных букв».

Данная форма работы дает положительные результаты:

возрастает интерес к занятиям;

усиливается мышечный контроль и сила кистей рук;

развиваются коммуникативные навыки;

расширяется словарный запас; развивается связная речь;

развивается память, внимание, восприятие;

происходит освоение навыками письма и чтения;

увеличивается работоспособность и длительность занятия;

Опыт работы показал, что использование игровой пескотерапии превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, во время которой дети учатся, не замечая этого. В процессе игр с песком вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, фантазировать, повышается познавательная и речевая активность детей.

Я считаю, что игровая пескотерапия – современная нестандартная и эффективная технология. Она вызывает положительные эмоции у детей, раскрывает каждого ребенка индивидуально, помогает ему в усвоении нового. Разумное сочетание песочных игр с другими видами деятельности, позволяет осуществлять обучение и развитие детей по-средством интерактивной формы коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Фотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работыФотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работы Цели. 1. Коррекционно – образовательные: - закреплять у детей представления о времени года – весне, её характерных признаках (изменения.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП»Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП» Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольникамиМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Пояснительная записка к презентации опыта работы с дошкольниками по изучению родного города посредством ИКТ "Междуреченск городок – Кузбасса уголок!" Автор: Киселева Галина Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №25 "Родничок" Слайд 1 Никто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 15:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Нина Корнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД