Ольга Курамшина
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функций руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом. Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи детей.
Публикация «Консультация „Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой фазой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев.
Талантом нашей народной педагогики являются игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми, в них видят развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Тренировку пальцев надо начинать с раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев поможет ему координированно и ловко ими манипулировать.
Хорошее развитие мелкой моторики, тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и дома. Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира -предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок (см. приложение 1,2).
«Пальчиковая игра» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту и выполняются одновременно с речью.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев (приложение 3).
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-х до 5-ти раз сначала одной рукой, затем другой, в завершение двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут 2-3 раза в день.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».