Мария Юмшанова
Роль организации внеурочной деятельности в формировании у студентов профессиональных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Роль организации внеурочной деятельности в формировании у студентов профессиональных компетенций».
Автор: Юмшанова М. Н., воспитатель ЯТТС, руководитель творческого объединения «Ситим», Отличник образования РС (Я).
Публикация «Роль организации внеурочной деятельности в формировании у студентов профессиональных компетенций» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность: Изменение социально-экономических условий, создание рынка труда, рост безработицы оказывают неблагоприятное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения. В данной ситуации наиболее социально не защищены выпускники общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, поскольку рынок труда предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов.
Анализ практики работы общеобразовательных учреждений показывает, что многие выпускники испытывают существенные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в рыночных условиях. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессиональных компетенций как основу, способствующей осознанному выбору будущей профессии. Это предполагает поиск новых подходов как интеграция общего и дополнительного образования в образовательной сфере; появление новых видов общеобразовательных учреждений, реализация профильного обучения, разно уровневых образовательных программ, вариативности образования. В связи с этим требуется принять во внимание этнорегиональные особенности республики, этнопедагогические традиции обучения и воспитания обучающихся в условии крайнего севера. Проблема формирования профессиональной направленности обучающихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А. Е. Голомштока, Е. А. Климова, Е. М. Повлютенкова, Н. Н, Чистякова, определивших концептуальные положения условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии.
Актуальность состоит в повышении роли и значимости создания творческих объединений в условиях образовательного процесса профессиональных учебных заведений, оказывающих значительное влияние на формирование личности растущего человека.
Цель:Формирование ключевых компетенций для развития национальной и духовной культуры как компонент профессионального мастерства, посредством творческих занятий во внеурочное время.
Задачи: 1. Привитие учащимся интереса и любви к национальной культуре, научить понимать культуру своего народа через обучение игры на хомусе и плетение изделий из конского волоса.
2. Воспитывать личностные качества как чувство самореализации, активная жизненная позиция, активная духовно-нравственная позиция.
3. Воспитывать через музыку хомуса у учащихся интерес к будущей профессии, чувство патриотизма, любви к Родине.
4. приобретение специальных навыков и умений, характерных формированию ключевых компетенций формирования профессионального мастерства.
Краткое описание научной статьи.
Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
В работах Г. Р. Волкова, А. Д. Семеновой рассматриваются педагогические условия подготовки подрастающего поколения к жизни, выбору профессии, труду на Севере. В настоящее время рынок труда диктует больше поиска и выявления новых идей в повышении качества образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. В связи с данной ситуацией педагогическая наука обращает значительное внимание в актуальности интегрирования общеобразовательного стандарта с дополнительным образованием. Таким образом, научная и практическая значимость в теории обусловили выбор темы «Роль организации внеурочной деятельности в формировании у студентов профессиональных компетенций».
В Якутском технологическом техникуме сервиса с 2004 г. Работает творческое объединение «Ситим», в составе которого занимаются обучающиеся по специальности «ИХИМ». Мною разработана программа дополнительного образования культурологического цикла во внеурочное время. Программа имеет вариативный характер, так как программа разделяется на два блока: 1 блок «Технология обработки и изделия из конского волоса»(на 3 года обучения общее количество часов 180 часов, 2 блока «Объединение «Хомус»»(на 3 года обучения общее количество часов 240 часов). В работе объединений в начале учебного года набираются желающие обучающиеся. Программы имеют опережающий характер в связи с неразделенностью приобретаемых навыков и умений. Выбор обучения игры на хомусе и обработки конского волоса обусловлена национальным и генетическим особенностями, заложенными в воспитанниках от природы. В наше образовательное учреждение в основном поступают выпускники сельских школ, которые с самого детства воспитывались в сельских условиях, где физический и ручной труд являются каждодневной частью жизнедеятельности северянина. За три года охвачено 120 обучающихся в творческих объединениях «Ситим» и «Хомус». В первый год обучения занятия проходят по специальной программе. На второй год обучения набираются новые учащиеся в обучение которых привлекаются в качестве тьюторов ранее прошедшие первый год обучения по программе. На третий год обучения образовательная деятельность происходит по такой же схеме. Данная технология коллективного обучения В. К. Дьяченко является передовым педагогическим опытом, который является самым приемлемым методом в реализации нашей программы. Обучение в процессе реализации программы «Ситим» и «Хомус» выявил эффективность роли организации творческих коллективных объединений во внеурочное время, дополняет основную образовательную программу и совершенствует профессиональную подготовку.
По итогам реализации программы воспитанники творческих объединений достигли высоких результатов.
Выводы:
1. В процессе занятий объединения повышается мотивация к дальнейшей учебе, самообразованию и к гармоничному развитию
2. Значительно повышается самооценка учащихся
3. Формируется и развивается чувство коллективизма в совместной творческой деятельности
4. Развивается творческий потенциал и личностные качества обучающихся
5. Обучающиеся приобретают возможность продолжения уникального материального и культурного наследия своих предков, повышается гражданская активность и ответственность.
Заключение:
Исходя из проделанного опыта, возникает идея создания специальных условий для самореализации и развития профессиональных компетенций обучающихся средствами создания творческих объединений, во внеурочное время путем организации специального цеха или студии с материально-техническим оснащением.
Использованная литература:
А. Е. Голомшток Опросник «Карта интересов»;
Н. Н. Чистяков «Дорога в большую жизнь», «Методическое пособие по профессиональной ориентации школьной молодежи»;
А. Г. Асмолов «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека»;
Л. И. Божович «Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка»;
А. Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность.»;
С. Л. Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности».