МААМ-картинки

Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников

Лариса Калсанова
Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования способности к различению и выражению эмоций, умению сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие у дошкольников. Представлена работа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников с помощью театрализованной деятельности.

Публикация «Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах

Среди многих изменений современной жизни немалое место занимают изменения негативного характера, связанные с социокультурной ситуацией. Значимой задачей развития личности современных детей становится достаточно высокий уровень сформированности эмоциональной сферы. От того, насколько сформированы эмоции, в существенной степени зависит успешность личностного развития, обучения, а также становление различных видов детской деятельности. Эмоции имеют решающее значение в воспитании в личности общественно значимых черт: сочувствия, сопереживания, содействия.

Не менее важны они и для физического здоровья самого человека. По мнению врачей, люди, имеющие бедный эмоциональный словарь, склонны к психосоматическим заболеваниям (гипертония, невроз, болезни сердца).

Проблема формирования эмоциональной сферы человека в целом, эмоционального интеллекта в частности, во многом является дискуссионной. Отдельные исследования показывают, что почти сразу после рождения младенец способен распознавать объекты, которые напоминают лицо, определять и подражать внешним проявлениям эмоциональных состояний, что представляет собой основу эмоционального интеллекта.

Способности ребенка к адекватному пониманию эмоций развиваются в соответствии с логикой усложнения в дошкольном возрасте. Дети в 3–4 года успешно понимают эмоции ситуативно. В старшем дошкольном возрасте основные эмоции распознаются вне какой-либо связи с ситуацией. Основой для понимания эмоций являются сформированные представления о них. Целостное понимание ребенком эмоций возможно только к возрасту пяти лет. До этого четкое различие реальных и видимых эмоций отсутствует, имеются затруднения в том, чтобы приписывать субъекту взаимодействия независимые эмоциональные состояния.

Значимой особенностью когнитивного, общественного и личностного развития дошкольника является его умение понять и учитывать иные точки зрения. В связи с формированием данного умения ребенок преодолевает существенные затруднения – необходимо научиться пониманию, осознанию того, чувствуют другие люди, постараться посмотреть на события с их точки зрения. Работа в рамках театрализованной деятельности была разделена на ряд этапов.

На первом этапе дети знакомились с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов потешек, стихов. Дошкольники угадывали чувство, вспоминали эпизоды из собственной жизни, других художественных произведений. Далее велась работа с незаконченными предложениями: «Чувство радости (злости. обиды, и. т. д.) это когда…», «Для мамы (папы, сестры, воспитателя) чувство радости (злости. обиды, и. т. д.) это когда…». Далее зачитывались отрывки из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывали его. Например: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль); «Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость); «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг); «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление).

Потом уточнялось содержание произведения: перечисляли героев, персонажей, их действия. Дети учились определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д., пересказывать сюжет. После пересказа произведений дошкольники прослушивали их в аудиозаписи в исполнении известных актеров. При прослушивании дети завораживались сказкой, они очень эмоционально реагировали, на их лицах можно было наблюдать смену эмоций и появление разнообразных настроений при прослушивании сказок «Ворона и рак», «Зайкина избушка», «Олень с золотыми рожками», «Лисичка со скалочкой» и др. Далее дети отвечали на вопросы, способствующие выявлению средств выразительности. Например, к стихотворению С. Маршака «Котята»: «Какое настроение было у хозяйки в начале? Как вы догадались? Есть ли у вас животное в доме? Как вы к нему относитесь?»; вопросы к сказке «Зайкина избушка»: «Почем зайчик плакал? Какое у него было настроение? Как петушок успокоил зайчика? Изменилось ли его настроение?» Детям предлагалось выбрать пиктограмму эмоций для зайца в начале сказки и в конце, а затем побыть «зайчиками», т. е. «поплакать» и «порадоваться». Задавались такие вопросы: «Каких животных можно назвать злыми, хитрыми, добрыми, заботливыми, трусливыми и т. п.? Почему? Докажите свой ответ примерами из сказки».

На этапе обучения распознаванию и произвольному проявлению чувств детям предъявлялись изображения людей и сказочных персонажей. Дошкольники изображали их чувства мимикой и жестами. В более усложненном варианте дети представляли себя актерами и показывали данное чувство только глазами, спиной, ртом, рукой, при этом листом бумаги закрывалось лицо. Чем эмоциональнее воспринимается произведение детьми, тем легче его инсценировать. Поэтому при чтении использовались все средства выразительности. Например, стихотворные строки детской поэзии: «И слон возвратился в родные места, счастливый от хобота и до хвоста», «Кто никому не помогает, тот вечно хнычет и скучает», «Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, в кислом небе кислое облако повисло».

С целью обучения старших дошкольников средствам выразительности применялись упражнения: «Произнеси слова с разной интонацией»; «Измени смысл, переставив ударение на другое слово: «Дай мне игрушку», «Мама придет за мной», «Я сегодня постарался» и т. д. ?». Интонация голоса педагога является образцом для подражания. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения. Поэтому на втором этапе работы дети упражнялись и в различении и сравнении эмоциональных состояний людей, используя при этом схематические изображения – пиктограммы. Для решения этих задач мною были подобраны дидактические игры: «Азбука настроений», «Угадай-ка», «Театр настроений», «Угадай эмоцию», «Эмоционариум», «Фанты для игры и развития эмоционального интеллекта», «Семейка Гномс», «Шурум-бурум».

На третьем этапе дети распределялись на роли и ставили совместные спектакли по сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Олень с золотыми рожками», «Волк и семеро козлят», «Репка», и др. В выборе персонажей учитывалось желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия). Когда роли были определены, совместно с детьми сочинялись движения. Многие дети сами придумывали движения для своих персонажей, их мимику, жесты. При затруднениях, я использовала косвенные приемы: напоминания, вопросы, показ старших детей. Например: «Как дед поразился размерам репки?», «Как должна действовать мышка, спеша на помощь кошке?» Обращалась к личному опыту детей: «Вспомни, какое у тебя лицо, когда ты удивлен?» и др. Использовала зеркала, чтобы увидеть мимику. Благодаря этим приемам, дети самостоятельно находили нужные интонации, движения для их персонажей.

С целью раскрепощения малоактивных детей применялись игры без индивидуальных ролей или они небольшие, либо актер скрывался за ширмой. Это позволяет застенчивому ребенку ощутить себя в роли, избегая стрессовой ситуации.

Опыт показал, что театрализованная деятельность формирует личностные качества детей, помогает их разностороннему развитию. Всю гамму чувств и эмоций дошкольник проживает именно в театрализованной деятельности.

Хорошо спланированная театрализованная деятельность, в которой каждый ребенок проявляет себя в какой-либо роли, способствует формированию и развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных и значимых проблем, которая должна решаться совокупно всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2010. – 288 с.

2. Выготский Л. С. Психология. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Дэниэл Гоулман Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - Манн Иванов и Фербер, 2015.- 560 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М. : МПСИ, 2004. – 400 с.

6. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №5. – С. 80–87.

7. Поддьяков А. Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С. 41–44.

Публикации по теме:

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Цель: Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять их знания о значении театрализованной деятельности для развития ребенка в семье.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Консультация «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя, И вот ребёнок, скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Роль социального партнёрства ДОУ и библиотеки в формировании читательского интереса у дошкольников В настоящее время существует серьёзная проблема: падение интереса детей к книге. Её место постепенно занимает телевизор, компьютер, игровая.

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольник. О том, какую роль театрализованная деятельность играет в развитии дошкольников,.

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения». Б. М. Теплов. Одним из важных элементов работы.

Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Концепция модернизации российского образования подчеркивает.

Роль воспитателя в формировании самостоятельной игровой деятельности дошкольников Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников
Опубликовано: 31 августа 2019 в 19:37
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в формировании эмоционального интеллекта дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Калсанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД