Приложение МААМ

Роль общения в работе педагога

Анастасия Юрьевна Савченко
Роль общения в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Роль общения в работе педагога

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь, 1997, с. 232). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию.

Темочки:

Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером — первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому учителю, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о конкретных навыках, проанализируем сущность понятия «общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности педагога.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания.

Дается человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М. И., 2000, с. 6). Именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями, а также психолога детского сада, школы, колледжа или вуза.

Проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общение», в настоящее время стало характерной особенностью внутренней политики многих организаций, в том числе и образовательных учреждений, что повышает актуальность этой темы и требует специальной подготовки психологов.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения : интерактивное, перцептивное и коммуникативное.

Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения. Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, — это то, что мы говорим. Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.

Представители разных профессий по-разному могут воспринимать одного и того же партнера по общению, выделяя при этом различные особенности собеседника (являющихся, на их взгляд, более важными). А. А. Бодалев (1982, изучая особенности восприятия учителей, отметил, что они очень хорошо запоминают и могут описать по памяти осанку, жестикуляцию, мимику и речь своих учащихся, а также состояние их одежды. А исследования К. Меэр (1993) группы взрослых женщин разных профессий показали, что учителей отличает более высокое воздействие на людей, большое количество коммуникативных навыков, использование выразительных движений, мимики и жестов, хорошая чувствительность в сфере общения, развитый манипулятивный стиль.

Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным — жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др. ; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.

В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др., со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, В. Квинн (2000) приводит такие рекомендации:

смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны;

сохранять самообладание;

с достоинством выходить из трудных положений;

прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят);

тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще;

записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видеопленку, анализировать их;

оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослуживцы.

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

Публикации по теме:

Группа «Вконтакте» как современная форма дистанционного общения педагога с родителями» Детский сад – это большой светлый дом, в который приходят разные дети из разных семей. Главная наша цель – счастливые дети, успешные в дальнейшей.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ Из опыта работы Предоставленная педагогическая деятельность осуществляется в МАОУ «ОК Лицей №3» ОДО» Детский сад «Теремок» Тема опыта.

Консультация для педагогов «Роль общения в работе педагога» Практическое занятие с элементами тренинга РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА. Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие.

Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями 1. Суметь представить информацию за оптимальное количество времени.

Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения дошкольников Тема: Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного.

Роль игры в формировании культуры общения В наше время огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством.

Презентация «Роль игры в развитии общения и нравственно-волевых качеств младших дошкольников» Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают.

Роль личности педагога в воспитательном процессе Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность.

Роль социального педагога в ДОУ Роль социального педагога в детском саду? Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,.

Семинар-практикум «Педагогическая этика общения педагога с воспитанниками, коллегами и родителями»Семинар-практикум «Педагогическая этика общения педагога с воспитанниками, коллегами и родителями» Дата проведения 25.10.2019 года. Место проведения: 204 кабинет Участники: педагог-психолог, педагоги – воспитатели. Цель: развить навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль общения в работе педагога
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 09:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль общения в работе педагога» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Юрьевна Савченко (УИ 1033775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД