Надежда Чернышева
Роль социального педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль социального педагога в детском саду?
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль социального педагога в ДОУ» размещена в разделах
В современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах : школе, семье, в ДОУ, в приюте в реабилитационных центрах и т. п. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде имеются единые требования. Педагогу должно быть присуще гуманность и доброжелательность, тактичность и выдержка, самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность.
В нашем детском саду я работаю социальным педагогом. Хочу сказать, что мало кто знает, чем и как занимается социальный педагог в детском саду. В чем я вижу результаты своей деятельности? Как координирую свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, психологом? Все эти и многие другие вопросы возникают у родителей и педагогов. Мне, как социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно социальный-педагог может оказывать помощь как, детям так и родителям.
В результате своей деятельности как социального-педагога пришла к выводу :
1. Цель работы социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание ребенку комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.
2. Роль социального педагога - в своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли. А именно:
• роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
• роль защитника интересов и законных прав ребенка;
• роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
• роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
3. Функции социального педагога :
• осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
• изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
• выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
• выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
• определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
• способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
• взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
4. Направления деятельности социального педагога
• работа по защите прав ребенка;
• работа по социальному развитию личности ребенка-дошкольника;
• профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации;
• работа по активизации воспитательного потенциала семьи;
• работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям;
• работа с социально незащищенными семьями;
• работа с ближайшим окружением;
• работа с социальными институтами.
5. Формы сотрудничества социального педагога
Педагогами : консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, «круглые столы» с родителями.
Родителями: анкетирование, индивидуальные беседы, посещения на дому, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.
Детьми: занятия по правам ребенка, поликлиника, театрализованные постановки по защите прав ребенка, организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т. п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних (КДН, отдел по делам несовершеннолетних (ОДН, детская поликлиника, детская библиотека, отдел опеки и попечительства, школа, психологические центры.