Назарова Алевтина
Консультация для педагогов «Роль общения в работе педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие с элементами тренинга
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или афеткивно-оценочного характера.
Дается человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения : интерактивная составляющая, перцептивная и коммуникативная. Так перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения. Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями,- это то, что мы говорим. Интерактивная составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль общения в работе педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным- жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др. ; к паралингвистическим-тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
В педагогическом общении очень важно выделять три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К визуалам относятся люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чтим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называют «кинестетиками».
Для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голов, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими. Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное педагогом.
Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что в свою очередь может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения.
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдержать родительские собрания, длительные монологи. Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить цифры, факты и следить за логичностью своих доводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь- важный фактор успешного общения в системе «педагог-родитель». Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собеседника.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе-это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь. Ответ на этот вопрос может быть таким-активное внимательное слушание. Оно поможет нам получить важную информацию о ребенке, о родителе, об окружающих людях.
Для этого педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный, который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Для того, чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален:
1. Не перебивать собеседника.
2. Не переводить обсуждение на другую тему.
3. Не позволять себе отвлекаться.
4. Не задавать лишних вопросов.
5. Не пререкаться с собеседником.
6. Не навязывать свои советы.
7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения, например:
1. симулянт-делает вид, что слушает, но думает о своем.
2. зависимый слушатель- старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.
3. перебивала-перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.
4. слушатель-интелектуал-слушает то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.
Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со слушателем интеллектуалом, желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые вопросы.