МААМ-картинки

Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Айсина Эльвира Ильдусовна
Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Публикация «Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В статье раскрывается значение необычных техник рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста. В публикации даны подробные описания видов нетрадиционных техник рисования, которые заинтересуют воспитателей, педагогов учреждений дополнительного образования.

Современный человек живет в условиях, когда преобладает потребление жизненных благ, в большинстве случаев, материальных. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Негативное влияние развитой сферы услуг и развлечений на нравственность и духовность людей очевидно.

К сожалению, именно дети, с их еще несформированной жизненной позицией и большой податливостью к внешним воздействиям, неразвитым эстетическим вкусом, подвергаются пагубному влиянию безнравственности. Поэтому в настоящее время особенно актуальны вопросы теории и практики художественно-эстетического воспитания, как средства развития правильного отношения личности к действительности, его нравственного и умственного воспитания, формирования развитой, духовно богатой личности.

Художественно-эстетическое развитие – это воспитание чувства красоты, формирование способности воспринимать, чувствовать и понимать ее и в жизни, и в природе, и в искусстве.

Именно художественно-эстетическое развитие играет основную роль в становлении характера и нравственных качеств, а также хорошего вкуса и умения правильно понимать и оценивать происходящее вокруг.

Знаменитый индийский писатель, поэт и художник Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного».

Именно с дошкольного возраста, самого важного этапа развития и воспитания личности, происходит приобщение ребенка к освоению окружающего мира. В данном возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведениях искусства, так и в реальной жизни.

Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками присвоения жизненного и социального опыта, выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.

Актуальность проблемы подтверждается ФГОС ДО, где художественно-эстетическое развитие выделяется как одна из отдельных образовательных областей. Она предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения изобразительного искусства [4].

Проблема художественного и эстетического развития дошкольников освещена в трудах известных ученых Б. Т. Лихачева, В. Н. Шацкого, Ю. Б. Алиева, Ю. Б. Борева, М. С. Кагана; специалистов по дошкольному воспитанию: Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт; деятелей общей психологии, педагогики, физиологии: Е. Архина, П. Блонского, К. Корнилова, С. Шацкого. Это говорит о значимости и важности темы.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью использования воспитательного потенциала дошкольных учреждений.

Возникает вопрос – как эффективно использовать этот потенциал? Как повысить эффективность тех видов деятельности, которые знакомы детям с раннего возраста?

Например, рисовать дети начинают иногда даже раньше, чем ходить и разговаривать. Но к старшему дошкольному возрасту ребенок хоть и умеет уверенно пользоваться карандашом, и кисточкой, интерес к этому виду деятельности у него снижается.

Оказывается, одной из наиболее важных задач воспитателя в этот период – разнообразить занятия и выбирать различные варианты работы.

Обеспечить живость и непосредственность детского восприятия в художественной деятельности помогут:

- новизна обстановки;

- необычное начало работы;

- оригинальные и уникальные материалы;

- нестандартные задания;

- возможность выбора.

Именно эти факторы помогут не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Поэтому очень важно воспитателю не только знать, но и чаще использовать на практике нетрадиционные техники.

Что считается техникой рисования?

В изобразительном искусстве под техникой рисования понимается совокупность навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение, то есть прямой результат работы художника специальным материалом и инструментом и умение использовать возможности этого материала.

Например, есть техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы или авторские приемы - техника лессировки, мазка.

Традиционными считаются рисование карандашом или кисточкой, а нетрадиционные техники: использование в новом ракурсе предметов, которые окружают малыша каждый день, то есть рисование своей ладошкой, пальчиками, использование вместо кисточки колоска, листика, комочка смятой бумаги.

Что дает применение на занятиях нетрадиционных техник? Включение неординарных способов и материалов позволяет детям на практике изучить свойства изображаемых предметов, возможности разных изобразительных материалов. Данные занятия стимулируют познавательный интерес ребенка, мотивируют к дальнейшим действиям.

При этом развивается не только сенсорная сфера, но и активизируется самостоятельная мыслительная деятельность детей. Ребенок начинает думать: «Чем я еще могу рисовать? Что можно нарисовать?»

На нестандартных занятиях создается атмосфера непринужденности, открытости, раскованности, развивается инициатива, создается эмоционально-положительное отношение детей к предложенной работе. Результатом являются уникальные творческие работы детей, так как работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Применение нетрадиционных техник рисования стимулируют желание детей начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с неизвестной для них техникой, сравнение цвета красок с окружающими предметами и природой развивают у ребёнка фантазию, творчество и воображение.

Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, можно использовать такие техники нетрадиционного рисования:

1. Тычок жесткой кисточкой. Опустить ее в гуашь и ударять по бумаге, держа вертикально. Нельзя кисть опускать в воду, она должна быть полусухой. Так, методом тычка заполняется готовый контур, шаблон или весь лист. В результате получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Этим методом можно изображать котиков, зайчиков или ежиков.

2. Рисование пальчиками больше подходит для младшей группы, но нравится детям и старшего возраста. Работа выполняется указательным пальцем или всеми, на которые набирается гуашь и наносятся точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Такой метод учит детей точности и аккуратности.

3. Оттиск пробкой. Для данного вида рисования можно использовать и пластиковые крышки, мятую бумагу. Работа начинается с прижимания пробки к особой подушке с гуашью, чтобы потом нанести оттиск на основу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

4. Восковые мелки плюс акварель. На белой бумаге предлагается выполнить рисунок восковыми мелками. Затем белый фон закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками не красится.

5. Монотипия предметная – специальная техника создания художественных оттисков. Складывается бумага вдвое и на одной его части изображается половина симметричного предмета. Пока не высохла краска, листочек снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая листок после рисования нескольких украшений.

6. Кляксография обычная. Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой вылить или капнуть на бумагу. Затем она с полученными в произвольном порядке пятнами накрывается другим листом и прижимается. Когда верхний лист снимается, полученное изображение рассматривается и определяется, на что оно похоже. Недостающие детали представляемого предмета дорисовываются. Данный метод развивает художественное воображение и фантазию дошкольников.

7. Кляксография с ниточкой. Нитку определенной длины макнуть в краску и отжать. На бумаге выкладывается из нитки изображение, при этом один ее конец оставляется свободным. После этого сверху накладывается другой листок, прижимается, придерживая рукой, и вытягивается нитка за свободный кончик. Недостающие детали дорисовываются.

8. Набрызг. На кисть набирается гуашь или акварель и ударяется об картон над бумагой. Краска разбрызгивается на готовый фон. Работа требует точности и аккуратности. Таким методом можно окрашивать весь лист или крупные контуры.

9. Монотипия пейзажная. На половине страницы рисуется пейзаж, ребенок складывает ее пополам, чтобы на другой половине получить отражение, например, в озере, реке. Пейзаж надо выполнить быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Начальный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется - раскрашивается, чтобы он был ярче отпечатка. Для монотипии можно использовать и кафельную плитку. На нее наносится рисунок красками, затем накрывается влажным бумажным листом, чтобы получился размытый пейзаж.

Для создания изображения с помощью описанных методов, ребенку требуется наличие не только определенных умений и навыков, но и активная работа воображения. На занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности дошкольника, важные для развития его творчества.

Таким образом, эффективным средством художественно-эстетического развития детей в старшем дошкольном возрасте в продуктивных видах деятельности является рисование с использованием нетрадиционных техник. Это обусловлено такими специфическими особенностями, как вариативность материалов и способов получения изображения, поиском выразительных средств в передаче образов, созданием неповторимых продуктов детской деятельности.

Следовательно, организация занятия нетрадиционными техниками рисования, выступает необходимым условием мотивации и побуждения к художественно-эстетического развитию детей старшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания уникального, оригинального детского произведения искусства. Это огромная вероятность для них думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Какова роль воспитателя в этом процессе?

А. Н. Лук писал: «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одарённые ученики добиваются блистательных успехов»[3].

Известно, что педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть творческий потенциал в воспитуемом. В каждом ребенке есть талант, способности, только надо это вовремя увидеть и помочь реализоваться.

Список использованной литературы

1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Г. Н. Давыдова. – Москва : Издательство Скрипторий, 2008. – 80 с.

2. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова и др. – Москва: «Сфера», 2005. – 128 с.

3. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – Москва : Политиздат, 1976. – 144 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2013.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Иллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возрастаИллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возраста Сегодня, дорогие друзья и гости странички, расскажу вам о моих художниках старшего возраста. У них получилась целая серия рисунков, герой.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 сентября 2022 в 21:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Айсина Эльвира Ильдусовна (УИ 1932808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД