Айгуль Юсупова
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого из вас было детство, которые вы, возможно, отчасти и не помните. Однако можно с уверенностью сказать, когда вы рассматривали свои руки, играли с игрушками, выполняя различные движения руками, сами не понимая того, развивали свою собственную мелкую моторику.
Так что же такое мелкая моторика?
Публикация «Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мелкой моторикой называется способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук и ног, и эта способность связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, обычного шевеления пальчиками) до очень сложных движений (например, правописание и рисование). Начиная свое становление с самого рождения ребенка, она не прекращает свое развитие
Сначала малыш разглядываю свои руки, как бы знакомясь с ними, а после уже учиться управлять ими. Дальше ребенок переходит на следующий уровень и самостоятельно берет какую-либо игрушку в свои ладошки, и только после этого двумя (большим и указательным) пальчиками. Следующий, более сложный, уровень будет заключаться в самостоятельном держании ручки, карандаша или кисточки. Этот очень важный аспект дает возможность творить.
Принимая этот факт во внимание, стоит уделить развитию мелкой моторики особое значение, ведь именно она непосредственно влияет на ловкость рук, скорость реакции ребенка, а также на почерк, который сформируется в дальнейшем.
Ребенок растет, и уже не за горами день, когда он станет первоклассником. И как вы уже поняли, мелкая моторика тут сыграет одну из главных ролей. Ведь если все в порядке, то ребенок без труда справится с обучением.
Но целью моего повествования является не просто теоретическое объяснение и толкование мелкой моторики родителям, а практическое применение определенных методов в детском саду, которые помогут детям. Одним из таких методов является рисование. Как только ребенок научится держать карандаш или кисточку в руке, начнется самый ранний период его творчества. Даже хаотично нарисованные линии можно считать творчеством (в том числе и на обоях).
Начиная продумывать в своей голове тысячу идей и пытаться хоть как-то отразить их на бумаге, ребенок может выразить свое понимание окружающего мира. Вместе с тем, рисование оказывает существенное влияние на всестороннее развитие детей и обогащение их творческих способностей.
Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование – это способ реализовать себя. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, понимание окружающего мира. Вместе со способностями также развиваются и специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям удовольствие, а, следовательно, вызывают положительные эмоции. Этот процесс оказывает позитивное влияние на развитие воображения и мелкой моторики, так как осуществляется постоянная передача информации между руками и мозгом, который обрабатывая новые данные, развивается.
Каждый ребенок рождается творцом. Но, как правило, его творческие возможности спят в глубине его сознания и не всегда полностью реализуются.
Проводя занятия рисования в рамках детского сада, мы пытаемся увлечь ребенка, раскрыть его творческий потенциал.
Не все дети любят рисовать карандашами или обычными красками, поэтому и стоит предложить им разные нестандартные способы. Куда интересней творить, вроде бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как: зубочистки, зубные щетки, ватные палочки, губочки и т. д. Уж поверьте, ваш ребенок не откажется порисовать пальцами или даже целой рукой, а может даже и не на бумаге, а, например, на ткани, ведь это так ново, так нестандартно и нетрадиционно.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский. Применение нетрадиционных техник рисования содействует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
Как известно, дети очень часто просто срисовывают, предлагаемый им объект. Нетрадиционные техники изображения помогут избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности, повышается самооценка ребенка. Самое главное, что рисование нетрадиционными методами не утомляет детишек, а наоборот побуждает их творить дальше.
Именно нетрадиционный подход позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Пожалуй, самым важным в этой статье является небольшой перечень самих методов нетрадиционного рисования, которые мы используем в детском саду. Ведь чтобы вызвать у ребенка познавательный интерес, нужно сделать занятия для него интересными и сказочными. И вот здесь к нам на помощь приходит нетрадиционное рисование.
Нетрадиционные техники рисования обучают ребенка использовать весь мир для своих творческих экспериментов. Так ребенок будет творить, и вместе с тем учиться взаимодействовать с окружающим миром во всем его многообразии.