Марина Королёва
Роль музыкально-ритмических движений в гармоничном развитии стар-ших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкально-ритмических движений в гармоничном развитии стар-ших дошкольников с нарушениями речи
В развитии современного общества происходит переосмысление культурных и педагогических идей и ценностей, направленных на модернизацию образования. На первый план выходит проблема целенаправленного формирования самостоятельной творческой личности, способной реализовать свои возможности, быстро принимать нестандартные решения, ориентироваться в изменяющихся ситуациях, обладать твёрдой личностной позицией и развитым воображением для решения сложных ежедневных задач.
Публикация «Роль музыкально-ритмических движений в гармоничном развитии стар-ших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкально-ритмические движения решают те же задачи эстетического развития детей, что и другие виды музыкальной деятельности. В самой музыке уже заложен характер любого танцевального или музыкально-ритмического движения. Танец не может существовать без музыки, без ритма. Музыкально-ритмическая деятельность вырабатывает у детей правильную осанку, уверенную лёгкую походку, грацию движений, активизирует двигательные функции, координацию движений и укрепляет их, способствуя физическому развитию, что особенно важно при настоящем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Активное движение необходимо для здорового развития и функционирования человеческого организма. Музыкальные ритмы танцевальных движений, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности. Музыкально-ритмическая деятельность совершенствует пластику, развивает музыкальный слух и чувство ритма, оздоравливает не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы, воспитывает эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Она на протяжении веков была одним из способов борьбы с хроническим ревматизмом и подагрой.
Определенные ритмические упражнения способствуют гармоничному развитию детей, профилактике и коррекции различных нарушений. Музыкальная ритмика очень эффективна при профилактике и лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточности психомоторики, чувства ритма, речевого и физиологического дыхания. Разработанная Э. Жак-Далькрозом система ритмической гимнастики постепенно стала использоваться в работе с заикающимися.
Музыкально-ритмическое воспитание на основе идей Э. Жак-Далькроза разрабатывалось Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, М. Л. Палавандишвили и других. В настоящее время эффективная методика разработана А. И. Бурениной (ЛОИРО) и А. И. Суворовой. В своей программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина ставит определенные задачи развития детей в процессе двигательной активности, которые мы успешно применяем на практике: развитие у дошкольников музыкальности, двигательных качеств и умений, творческого воображения, психических процессов и нравственно-коммуникативных качеств. [1, c. 9].
И. Ф. Харламов считает, что с современной точки зрения в развитии и формировании личности ребенка большое значение прежде всего имеет физическое воспитание, укрепление его сил и здоровья и формирование здорового образа жизни. Не случайно во все эпохи физическое воспитание стоит наряду с умственным, нравственным и эстетическим [2].О связи физического развития с интеллектом и сознанием писал П. Ф. Лесгафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования доказывают единство физического, умственного и эмоционального развития человека.
Роль движения в гармоничном развитии детей (даже здоровых) огромна. Ребёнка невозможно представить вне движения по причине его естественного психофизиологического состояния. Но с самого раннего возраста у детей постоянно присутствует недостаток движения. Как только ребёнок начинает ходить, бегать, прыгать, взрослые постепенно начинают его ограничивать.
Также добавляются ограничения в проявлении эмоций ребёнка через голос. Запрещая детям бегать, прыгать, кричать, когда им хочется, мы не только тормозим развитие моторики, но и не даём выплеснуть излишки энергии, снять мышечную усталость и эмоционально-психическое напряжение. Таким образом у детей появляется речедвигательный дефицит. Он является одной из основных причин ослабления психического и физического здоровья детей: понижается их эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Известно, что энергопотенциал – это способность ребёнка действовать физически и умственно. Он или накапливается, или тратится. И взрослым эту цикличность переключения детей с умственной однообразной деятельности на активную не следует нарушать. Даже кратковременное использование на
занятиях или уроках разнообразных координационно-подвижных,
речедвигательных игр и упражнений поможет снять чувство усталости и утомления, израсходовать накопившуюся энергию. Только при этом условии она восстановится и будет работать на дальнейшее развитие ребёнка.
Двигательная активность и развитие речевой функции ребёнка теснейшим образом связаны между собой. Развивая у детей мелкую и общую моторику, мы способствуем устранению недостатков речевого развития и наоборот. Поэтому необходимо использовать взаимодействие движения и речи, лучше стихотворной, так как стихи – это обязательно ритм, постепенно вовлекающий ребёнка в движение и организующий его.
Мысленное представление движения, озвученное и подсказанное
стихотворной речью (ритмодекламацией) автоматически, непроизвольно вызывает сокращение определённых мышц и активно развивает координацию движений.
Использование ритмизованной речи в музыкальном воспитании – одна из замечательных педагогических идей Карла Орфа. Ритмодекламацию можно использовать в сопровождении звучащих жестов, любых движений, на фоне звучания музыки или в сопровождении игры на музыкальных инструментах.
Точности выполнения движений помогает сопровождение громкой ре-чью. Причём характер исполнения ритмодекламации влияет на динамику движения и наоборот. Чем ритмичнее и выразительнее дети произносят ритмодекламацию, тем они увереннее, свободнее и эмоциональнее двигаются.
Занятия ритмикой, основанные на взаимодействии музыки и движения, способствуют улучшению осанки ребенка, координации, ориентировки в
пространстве. Динамика и темп музыкального произведения являются подсказкой для изменения в движениях скорости, амплитуды, направления. Таким образом, музыкально-ритмические движения способствуют физическому развитию детей.
При разработке содержания диагностических заданий мы стремились, чтобы они отражали наиболее полную картину развития детей, соответствовали их возрасту и психофизиологическим особенностям, давали возможность судить об уровне воздействия музыкальных движений на физическое развитие старших дошкольников. Комплекс диагностических методов позволил получить достоверную и научно обоснованную картину особенностей их развития.
Мы разработали серию заданий, направленных на определение изначального уровня двигательных навыков детей, осуществляемых в музыкально-ритмической деятельности. Для этого нами были выделены следующие компоненты: 1) общая моторика в танцевальных движениях; 2) пластичность; 3) ритмичность; 4) координация движений; 5) ориентировка в пространстве. При выполнении каждого предложенного задания детям было дано четкое объяснение: словесное и наглядное.
Детям было предложено выполнить набор определенных танцевальных и ритмических движений под музыку с предметом и без предмета (марш; ходьба с высоким подниманием колена; приставной шаг; пружинка и присядка; боковой галоп; подскоки по кругу, в повороте и на месте; бег с закидыванием ног назад; упражнение на пластичность «Плавные руки», различные перестроения (бег врассыпную – ходьба по кругу, движение змейкой из круга и т. д.)
Данный вид исследования показывал и то, насколько развит у каждого ребенка эмоциональный отклик на определенные танцевальные движения. Детям было предложено отобразить свое внутреннее состояние, чувства и переживания в импровизации путем танцевальных движений музыкально-ритмического двигательного воплощения содержания музыкального произведения, выразив в движении образно-эмоциональное содержание. При этом предлагалось использовать все пространство музыкального зала. Движения детей при этом не обговаривалось заранее, не копировались, а строились, исходя из собственных ощущений и представлений испытуемых, обусловленных музыкальным содержанием.
Критериями оценки диагностических заданий были правильное и ритмичное выполнение танцевальных движений; пластичность и легкость исполняемых движений, способность к перестроениям и ориентировка в пространстве; выразительность танцевальных движений; правильная координация движений рук и ног.
Результаты диагностических заданий позволили определить направление дальнейшей работы по развитию детей в музыкально-ритмической деятельности. Содержание работы по музыкальному воспитанию старших дошкольников было обусловлено разным уровнем подготовленности детей и уровнем их развития. В каждом ребенке заложены от природы способности к определенным видам деятельности. Очень важно заметить и развить все лучшее, используя индивидуально-дифференцированный подход и учитывая интересы детей, их склонность к двигательной активности. Музыкальные задания были подчинены творческим задачам, связанным с развитием личности в целом.
Музыкально-ритмический материал варьируется в зависимости от
возможностей и подготовленности детей, времени года, необходимости использовать его на детских праздниках и различных мероприятиях. Например, детям с плохой координацией и нарушенной общей моторикой мы предлагаем упрощенные движения ритмических композиций, уделяя больше времени отработке движений. Но набор обязательных ритмических и танцевальных движений присутствует на каждом занятии: маршевая ходьба, танцевальный бег и бег врассыпную, подскоки, боковой галоп, приставной шаг, ходьба с высоким подниманием колена, пружинка, полуприсядка, упражнения на пластичность и ритмичность и другие упражнения. Использование этих упражнений на каждом занятии способствует освоению основных двигательных навыков и укреплению опорно-двигательного аппарата, ориентировке в пространстве, формированию правильной осанки.
Мы подбираем материал, посредством которого осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, высокохудожественный, яркий и образный, с четкой ритмизацией мелодии, отвечающий интересам и возможностям ребенка и доступный им (например, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, полька «Анна» И. Штрауса, «Мазурка» Г. Венявского, «Менуэт» П. Мориа и другие). И обязательно используем речевое сопровождение танцевальных движений, помогающее лучшему запоминанию музыкального материала.
Танцевальные движения мы выбираем такие, чтобы они отличались дос-тупностью двигательным возможностям детей, были понятными по содержа-нию игрового образа и разнообразными, нестереотипными. Музыкально-ритмические композиции составляем с учетом того, чтобы они были интерес-ными, выразительными, доступными детям и побуждали бы их к дальнейшему творчеству. По возможности движения в композициях стараемся соотносить с содержанием текста.
Все эти характеристики мы соотносим с индивидуальными возможностями детей. Так, если ребенок не может исполнить подскок, мы заменяем его по возможности на легкий танцевальный бег или боковой галоп. И, конечно, танцевальный материал также подбирается в связи с тематикой занятий.
В работе над танцевальными композициями параллельно присутствуют два направления. Первое направление – исполнение по показу без тщательной отработки танцевальных движений (например, музыкально-ритмические композиции «Разноцветная игра» Б. Савельева и Л. Рубальской, «Вместе весело шагать» В. Шаинского и М. Матусовского, «Красная Шапочка» А. Рыбникова и Ю. Ким, «Страна чудес» И. Черепанова и другие). Оно способствует созданию позитивного настроя у воспитанников. Детям очень нравятся такие композиции. Их мы часто используем на праздниках, привлекая к участию в этих композициях и родителей. Поэтому движения здесь используются несложные, запоминающиеся и соотносящиеся с текстом.
Второе направление предполагает подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений на отдельных композициях, доступных их индивидуальным возможностям с целью воспитания и развития личности ребенка (например, «Московская кадриль», «Хлопайте в ладоши» Е. Зарицкой, «С Новым годом!» и другие). Все движения в этих композициях тщательно отрабатываются. Самостоятельное исполнение таких танцевальных композиций помогает сформированности двигательных навыков и показывает уровень развития музыкальной и двигательной памяти.
Дальше мы переходим к творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен и хороводов. Для подобных заданий мы подбираем песни с интересным и образным текстом и музыкальные пьесы с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению (например, «Бабка-Ежка» Т. Морозовой, Полька «Лакомка» Э. Вальдтейфеля и. т. п.). В работе с ними мы используем такие методические приемы, как слушание музыки и беседы о ней; словесные описания музыкальных образов и их иллюстрации; подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих передать музыкальный образ; пластические импровизации детей. Взрослые только иногда подключаются к деятельности детей, чтобы стимулировать их активность. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию. Танцевальные импровизации в течение года постепенно становятся более выразительными и насыщенными разнообразными танцевальными движениями.
В результате этой работы у детей появилась эмоциональность, пластичность и грация движений; они начали свободно ориентироваться в пространстве музыкального зала; стали более раскованными и уверенными в себе.
Значительно улучшилась общая моторика, которая повлияла на развитие остальных компонентов: ритмичности, пластики и выразительности исполняемых танцевальных движений. Дети стали хорошо ориентироваться в пространстве музыкального зала, выполняя различные перестроения (движение змейкой, бег врассыпную, перестроение из круга в несколько колонн, повороты в движении и т. д.). Появились ловкость, пластичность, грация и свобода движений.
В результате проведенной психолого-педагогической работы была отмечена положительная динамика физического развития детей в процессе занятий музыкально-ритмической деятельностью. Дети начали использовать танцевальный материал в свободной игровой деятельности и в дальнейшем стали заниматься в танцевальных кружках и студиях бального танца.
Музыка украшает нашу жизнь, делая ее более интересной и яркой, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию детей. Музыкальное воспитание оказывает большое воздействие на общее развитие старших дошкольников : формируется их эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, появляется любовь к красоте в искусстве и жизни. Познавательные процессы и физическое развитие, высокие нравственные качества и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонично развитую личность.
Список литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для де-тей дошкольного и младшего школьного возраста. / А. И. Буренина. – СПб. : ЛОИ-РО, 1997. – 128 с. – ISBN 5-86161-036-3.
2. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И. Ф. Харламов. – [4-е изд., перераб. и доп. ]. – М. : Гардарики, 2003. – 519 с. – ISBN 5-8297-0004-2.