Снежанна Науменко
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (подборка музыкальных произведений для слушания в группе)
▼ Скачать + Заказать документы
подборка музыкальных произведений для слушания в группе
«Патриотизм»(в переводе с греч.) - «отечество», это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку, традициям, родной земле, культуре…Простыми словами - это любовь к своей стране, нации, культуре, готовность служить Родине, защищать ее. Любовь к родному краю, родной культуре, родному городу- одна из важнейших задач в воспитании детей. Но как воспитать эту любовь? А начинается она с малого- с любви к своей семье, своему дому.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Музыкальное развитие
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Глобальные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия (переоценка нравственных ценностей, изменилось отношение к событиям истории нашей страны) К сожалению, у многих людей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение граждан и к Родине. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, время, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте эмоции и настроение господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Именно эмоционально- образное восприятие окружающего мира становится основой формирования патриотизма.
Одной из важнейших задач музыкального воспитания является воспитание «души ребенка», чтобы дети научились слушать, понимать музыку, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу, эмоционально воспринимать и откликаться на звучание музыки, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка- значит она способна и совершенствовать его нравственный и духовный мир.
С момента рождения дети инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их среде, природе, к быту своего народа. Большие возможности нравственно-патриотического воздействия принадлежат народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы («Во саду ли.», «Во поле береза стояла», «Вербочка- золотая веточка» «Веснянка» ,танцы, инсценировки. Звучание народной музыки на занятиях Изодеятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия»Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой, народные колыбельные….
Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка- дошкольника «Родина» - это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом,где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.
Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке : «Сладкая греза» ,«Мама» «Баба Яга»(П Чайковский), «Материнские ласки» (А Гречанинов, «Песня Сольвейг» (Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России (А Александров).
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Через эмоциональное восприятие музыкальных образов развиваются эмоциональные сопереживания, сочувствие (чувства нежности, радости, заботы, грусти, доброты.) В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений («Светлячок»Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский, «Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников», «Скворушка» А. Попатенко, «Ласточка» А. Шаферан) так и инструментальной музыки («Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» (П. Чайковский, «Альбом для юношества» (Р. Шуман, «Три чуда» (Н. Римский-Корсаков, «Мотылек»(А,Майкопар, «Лебедь» (А Сен-Санс, доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию …
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания занимает тема «Защитники Отечества», которая чрезвычайно любима, в которой идет прямое сопоставление, олицетворение образов : сильный, храбрый, отважный – это папа, дедушка, старший брат… Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой); из инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения : «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского …
В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. .
Решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной,систематической работе всех педагогов нашего ДОУ.
«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству» (академик Д. С. Лихачев)