Землянская Марина Викторовна
Роль ГТО в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А. Н. Толстой
Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Регулярные занятия по физической культуре позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.
Публикация «Роль ГТО в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ГТО в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Образование начинается с рождения, и здесь самое главное - не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок [3].
Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств, без которого человек несовершенен, не чувствует его корней. И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее [3].
Любовь к родине начинается с семьи. Вся моя деятельность не будет иметь смысла без поддержки семей воспитанников. Монтескье сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Именно поэтому и родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. Поэтому для меня родители это мои единомышленники, помощники и партнёры.
Спортивные праздники с привлечением родителей - это активная форма совместной деятельности, которая помогает укреплять внутрисемейные отношения посредством физического досуга. Такие мероприятия формируют потребность в физической культуре у всей семьи, развивают у детей активность, стремление к достижению успеха, выдержки и настойчивости, честности в отношениях со сверстниками, созданию эмоционального положительного настроя. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. В нашем детском саду традиционно проводятся спортивные праздники и соревнования с родителями.
Это и «День здоровья», когда кульминацией мероприятия становится эстафета между командами родителей и воспитателей. Это спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», это досуги «Поиграй со мною, мама», «Папа может всё» и другие.
Спортивные досуги – это прекрасная возможность завоевать доверительные отношения у родителей, после праздников родители молодеют и становятся счастливыми. А дети чувствуют причастность семьи к их жизни в детском саду, получают возможность побыть с родителями в неформальной обстановке, увидеть их с другой стороны, молодыми, жизнерадостными, любимыми.
Сегодня спорт молодеет. В нашем обществе открыто признали наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне. Мы не воспитываем наших детей должным образом, не следим за тем, что они делают, будучи погруженными в телевизионные программы, мобильные телефоны, он-лайн игры и социальные сети в интернете. А потом сокрушаемся – откуда же такое поколение взялось. Но это поколение – лишь плоды от тех зерен, которые были посажены. Правильное воспитание патриотических чувств можно, наверное, отнести к разряду вечных проблем. Заметная часть опыта, накопленного в советское время, нами потеряна, причем на всех направлениях.
Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства - это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения [1].
Но вот ведь что интересно: при советской власти много чего было и много чего не было, но отдельной программы «патриотического воспитания» и быть не могло. Потому что, патриотически воспитывало всё – кинематограф, театр, музыка, спорт, промышленность, наука, сама жизнь. А теперь мы искренне радуемся тому, что «вошли в пятерку» на конкурсе «Евровидение» или вышли в четвертьфинал на чемпионате мира. Мы даже не ждем собственно победы: нас восхищает уже и то, когда Россия просто «не хуже».
Но есть такое старое и простое правило: пока никто ничего не делает, ничто и не делается. Если мы сейчас, опасаясь предстоящих трудностей, сетуя на то, что утрачен ценный опыт, не попытаемся его возродить, не начнем вновь его накапливать, не начнем активно действовать в интересах общества, то никто другой за нас все это не сделает.
Если мы будем только лишь жалеть об утраченном былом опыте, то он так и останется навеки утраченным. Если мы будем сомневаться в своей способности воспитать патриота, он и не воспитается. И если мы просто опустим руки – нам и останется тогда лишь только продолжать разговоры о важности воспитания патриотических чувств.
Пусть первыми шагами по реализации этой задачи станет возрождение в детских садах, школах советской программы физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО). Идея возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» принадлежит Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, подписавшему Указ о введении ГТО, который поставил в приоритет развитие и доступность для россиян всех возрастов массового спорта.
Однако возникает закономерный вопрос: почему же стоит считать ГТО неким «драйвером» патриотического воспитания? За подобное понимание комплекса ГТО — исторический опыт. Дело в том, что внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» в 1931 г., вне сомнения, для советского периода было делом прогрессивным. Патриотическую значимость, как и практическое содержание ГТО, проверили суровые годы Великой Отечественной войны и тяжелые годы после войны. Благодаря комплексу, тысячи советских людей приобрели навыки строевой, стрелковой, лыжной подготовки, метания гранаты, плавания, а также сформировали общность народов, приобрели уважительное отношение к традициям, языкам, культуре всех народов Советского Союза [2].
В нашем ДОУ ведётся физкультурно-оздоровительная работа, направленная на совершенствование двигательных навыков и на улучшение показателей физического развития, для подготовки к сдаче норм ГТО, воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью. (фото)
Двигательный режим в ДОУ включает как организованную, так и самостоятельную деятельность. Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
В результате системной образовательной деятельности по физическому развитию с учетом требований ВФСК ГТО у воспитанников :
1. повышается физическая работоспособность;
2. улучшаются физические качества, обогащается двигательный опыт;
3. формируется привычка к здоровому образу жизни;
4. расширяется кругозор в сфере активного образа жизни и самостоятельная двигательная деятельность, формируется оптико-пространственная ориентация;
5. реализуется система преемственности при переходе воспитанников на новую социальную ступень.
Мы знаем, что дети общительны, им интересны новые люди, они любят экскурсии. Поэтому я стараюсь, привлекать к жизни наших детей не только их семьи, а сотрудничать и с другими общественными и образовательными учреждениями. Наши дети ходят ежемесячно в библиотеку, ездят на экскурсии и в музеи, участвуют в спортивных соревнованиях района и города. (фото)
В нашем детском саду, существует традиция преемственности между педагогами. Поэтому и была создана творческая группа по здоровьесбережению.
Работа творческой группы педагогов, дает огромные результаты для всего педагогического процесса, а главное помогает людям реализовать себя по интересам в полной мере, увлечься самим процессом работы, а значит, работать творчески и передавать свое вдохновение детям.
Наш детский сад я с гордостью называю детским садом открытого стиля работы, имея в виду, что мы всегда готовы поделиться своим опытом, предоставить площадку для взаимодействия с семьей, другими детскими и общественными организациями. Творчество спрятано в каждом. Надо только дать возможность выйти этому наружу, поддержать, заметить, оценить, похвалить. Каждый человек творит для других. Не это ли и есть добро, красота, сама жизнь? Не это ли настоящий патриотизм! Не это ли дает возможность не замыкаться на обыденном, на своих тревогах, заботах, а, наоборот, сделаться причастным к общему и целому.
Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям [1].
В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.
Значительная роль в воспитании патриотизма легла на учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Литература
1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 53-55.
2. Бекреев Е. Д. Что такое ГТО? / науч. рук. Д. П. Бекреев // Весенний школьный марафон : материалы II Междунар. науч. -практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – 2015. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 126-129.
3. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 479-480.