Людмила Талипова
Роль музея в патриотическом воспитании учащихся педагогического колледжа
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музея в патриотическом воспитании подростков
Талипова Л. А., преподаватель ОГСЭ дисциплин
ГБПОУ «Миасский педагогический колледж»
Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.
В настоящее время историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности.
Публикация «Роль музея в патриотическом воспитании учащихся педагогического колледжа» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музеи одновременно влияют на интеллект, вырабатывают качества, такие как волю, эмоционально влияют на личность подростка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
На современном этапе развития общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
Патриотическое воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Изменения, происходящие в нашей стране, направленные на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, школьного образования и общественных организаций.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Музеи призваны решать задачи по патриотическому воспитанию граждан России.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Музейная педагогика является закономерным результатом интеграционных процессов, охвативших сферы образования, науки и культуры, а также развития культурной и образовательной деятельности музеев в разных странах мира.
Музейная педагогика - это новая интегративная область, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность, объединяющую усилия музейного работника и музейного педагога. Музейная педагогика тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, психология, история, краеведение, обществознание, что позволяет повысить уровень изучения культурных памятников, наследие предыдущих поколений. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.
Музей педагогического колледжа начал свою работу в послевоенное время. Нина Ивановна Кулаева вместе со студентами собирали материал о выпускниках педагогического училища, участниках Великой Отечественной войны. Оформленные альбомы находятся в архиве музея. В годы Великой Отечественной войны Нина Ивановна вместе со студентами работали на полях совхоза, вязали варежки для бойцов. Газеты, выпущенные студентами, рассказывали о подвигах бойцов, в том числе студентов и преподавателей ушедших на фронт (газета за 23 февраля 1943года хранится в музее колледжа).
Участие студентов в туристско-поисковой работе, включающей изучение материалов, ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует устойчивости убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.
Шумский Александр Иванович создал поисковые отряды в педагогическом училище. Студенты побывали на местах боевых действий, принимали участие в сборах поисковых отрядов страны.
Материалы поисковых экспедиций оформлялись в альбомы, которые выставлялись в экспозиции комнаты боевой славы.
В 90-е гг студенты начали писать курсовые и дипломные работы по материалам музея, которым руководила Ивлева Тамара Николаевна.
Статус музея было получено в 2003 году, в результате смотра-конкурса музеев и комнат боевой и трудовой славы.
В настоящее время работа продолжается по следующим направлениям:
-истоки учебного заведения;
-выпускники училища (колледжа);
-педагогические династии;
-лица Победы;
-литературное творчество студентов;
-спортивная жизнь колледжа.
Материалы оформляются в альбомы, на сайте колледжа.
Одним из видов деятельности музея является создание виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – это отображение реально существующих материалов музея и передача информации с помощью информационных технологий. Созданием таких экскурсий занимается музей колледжа. Виртуальные экскурсии можно создавать по направлениям, по информационным стендам, по выставочным экспонатам.
Формирование организаторских способностей при создании виртуальных экскурсий способствует развитию профессиональных компетенций, что необходимо в деятельности педагогами и способствует расширению знаний по истории родного края, страны. Умение выполнять такой вид работы позволяет будущему педагогу грамотно планировать, тщательно отбирать материал, изучать новые источники, распределять обязанности между учащимися, представлять работу во время проведения экскурсий по музею, принимать участие в конкурсах разного уровня.
Музейная педагогика позволяет активизировать деятельность студентов. Работа с архивными материалами, переписка с родственниками выпускников и преподавателей ( например: с внуком Казанцева Г. Д.) пополнила материалами архив музея, встречи с выпускниками разных лет, например 1972г., 1975г., по материалам которых были созданы альбомы и видеоматериалы (можно посмотреть на сайте колледжа, умение записывать видеоролики и интервью позволяет приобретать профессиональные навыки для работы будущим учителям и воспитателям.
С материалами студенты выступают на конференциях (краеведческий музей г. Миасса, участвуют в различных конкурсах. Предлагаем принимать участие в конференциях нашего музея, программы которых мы будем высылать учебным заведениям. Обмен опытом работы с музейными материалами, позволит учащимся и студентам расширить знания о своем городе, людях, событиях разных лет. В процессе конференции учащиеся и студенты приобретают опыт общения, воспитывается гражданская позиция и любовь к Родине.
Литература
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (от 26.05.1996 г.).
Концепция военно-патриотического воспитания, утверждённая в марте 1998 г;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (от 5.10.2010 г. № 795).
5. Шеремет И. И. ,Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология