ирина попова
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях в рамках патриотического воспитания все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения, основой патриотического воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды:
• Центры краеведения в группах
• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
• Центр краеведения на территории д\у
Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.
Задачи:
• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история
• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре
Существуют определенные методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в д\с.
Это –
• Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуру людей его населяющих
• Создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевые игры
• Практические действия с предметами
• Музыкально-театрализованная деятельность
• Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность
• Проведение экскурсий самими детьми
Центры должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Целесообразность размещения экспонатов
• Доступность
• Эстетичность
• Научность
• Достоверность представленного материала
Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Центры краеведения в группах д\с.
Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родной станицы, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением.
Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья»
(члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);
Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. л.);
Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя);
Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с,
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы на темы «Мой город», «Улицы города Сыктывкара», «Природа родного края», «Растительный и животный мир коми края», «Мой город в разное время года»;
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги,
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);
кукла в национальном костюме
Художественная литература (песенки, потешки, сказки коми писателей, стихи о родном городе)
Средний возраст. (5-й год жизни)
Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия», «Заповедники Коми Республики»
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, -посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, ---городской флоре и фауне,
-транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
-Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.);
куклы в русском костюме
дидактические игры;
Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки,стихи, загадки коми народа, о городе, о России.)
Элементы государственной символики (флаг, герб России);
Элементы областной символики (флаг и герб республики, города, в котором живете);
Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Элементы одежды
Посуда коми народа
Музыкальные народные инструменты
Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:- «История возникновения города»- «Промышленность города»,- «Наука, образование и культура», -«Знаменитые земляки», «народный костюм коми», -«Достопримечательности города», «Архитектура», -«Спорт» «Природные богатства коми», «Города Коми Республики»
Подборка стихотворений о городе.
Карта города. Символика города (флаг, герб).
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
Тематическая папка «Мой край» : карта и символика Коми края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
Художественная литература
дидактические игры по теме.
Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины
Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;
Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Центр краеведения детского сада.
Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ – коми и русская изба, чум. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.
Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.
Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных праздниках.