Галина Дядяшева
«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально и знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Публикация «„Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Так в процессе непосредственно образовательной деятельности по социализации мы знакомим детей с понятием Страна, Родина, малая Родина, государственной символикой нашей страны, нашего города (флаг и герб города Старый Оскол, достопримечательностями нашего края, с его историческими местами и памятниками. Совместно детьми и их родителями оформили альбом «Старооскольские подворья». Одновременно с этим создается развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре.
Так же рассказываем детям о жизни и подвигах великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.
Большое внимание мы уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.
В ходе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству большое внимание мы уделяем знакомству детей декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомим с народным промыслом : Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью организуем выставки детского творчества.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Наши ребята знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай, из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею.
Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.
На протяжении всего дошкольного возраста мы знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди» и др.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой.
Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.
Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. Вместе с детьми мы заранее разучиваем рождественские колядки. А в ходе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, ребята готовят рождественские подарки.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей. Очень ими любимы и создают настоящее праздничное настроение.
Во время колядования дошкольники ходят, друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки – «самоделки». При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.
Даже если у ребенка нет ярко – выраженных музыкальных и актерских способностей или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность, благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, народные традиции в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.