Получи документы

«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы)

Галина Дядяшева
«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально и знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Публикация «„Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Так в процессе непосредственно образовательной деятельности по социализации мы знакомим детей с понятием Страна, Родина, малая Родина, государственной символикой нашей страны, нашего города (флаг и герб города Старый Оскол, достопримечательностями нашего края, с его историческими местами и памятниками. Совместно детьми и их родителями оформили альбом «Старооскольские подворья». Одновременно с этим создается развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре.

Так же рассказываем детям о жизни и подвигах великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

Большое внимание мы уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

В ходе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству большое внимание мы уделяем знакомству детей декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомим с народным промыслом : Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью организуем выставки детского творчества.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Наши ребята знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай, из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею.

Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

На протяжении всего дошкольного возраста мы знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди» и др.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой.

Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.

Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. Вместе с детьми мы заранее разучиваем рождественские колядки. А в ходе непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, ребята готовят рождественские подарки.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей. Очень ими любимы и создают настоящее праздничное настроение.

Во время колядования дошкольники ходят, друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки – «самоделки». При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

Даже если у ребенка нет ярко – выраженных музыкальных и актерских способностей или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность, благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, народные традиции в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста»Из опыта работы «Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста» «Из опыта работы «Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста»[/i][/i] Задача.

«Воспитываем патриотов» статья из опыта работы "Воспитываем патриотов" Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с комбинированного вида №10 г Павлово Выступление на конференции для родителей воспитанников ДОУ «Взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта «Изучение и сохранение народных традиций — основа патриотического воспитания» (часть I)Обобщение педагогического опыта «Изучение и сохранение народных традиций — основа патриотического воспитания» (часть I) Часть 2 «Земли есть и красивей, мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия - край Мордовский мой!» М. Бебан Какие замечательные слова были.

Консультация для родителей из личного опыта «Поэтика народных традиций-детям» Консультация для родителей из личного опыта на тему: «Поэтика народных традиций – детям» Новогодние, рождественские, святочные праздники.

Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» В дошкольных учреждениях в рамках патриотического воспитания все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение? Это изучение природы.

Занятие для детей подготовительной группы по формированию целостной картины мира с элементами народных традиций «Кукла-оберег» Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами русских народных традиций в подготовительной.

Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.

Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы) В последнее время в нашем обществе наметилась тенденция возрастанию интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним.

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Патриотизм представляет собой базис общественного и государственного здания, фундамент его жизнеспособности, одно из первоосновных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы)
Опубликовано: 28 июля 2015 в 21:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дядяшева (УИ 213507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД