Альбина Атеняева
Роль мордовского фольклора в экологическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор.
Публикация «Роль мордовского фольклора в экологическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности мордовский народ хорошо знал жизнь природных обитателей, на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок. Мордовский фольклор - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т. д.).
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Кошка скребет пол – жди метели.
Утром нет росы на траве – жди дождя.
Осень идет и дождь за собой везет.
Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Заклички обычно произносят, когда что-то делают, или обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т. п. Заклички были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых. Их можно использовать как игровой прием. Например, когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают» :
Дождик, лей кругом! Пиземне, пизек!
Земля будет мягкая, Модась карми чевте,
Земля будет мягкая! Модась карми чевте!
Будем бегать босиком! Карматано чийнеме кепе!
Использование в работе с детьми закличек, помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки выводят малыша за родной порог и немного рассказывают о тех, кто живёт во дворе, а заодно дают возможность весело поупражняться в звукопроизношении, подражая крику птиц. При чтении потешки использую метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.
Чики- чики, сорока,
Гладкие у нее перышки!
Искусно сшита у нее шуба,
Хлыст в руках ее из дуба,
Вокруг нее красивая веревка,
На конце золотая пуговка.
Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной. Тематика загадок разнообразна. Напоминая по форме афоризмы, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию природы, в толковании её явлений присутствуют образы животного мира, например: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звёзды, месяц). Но загадки можно использовать шире, как материал для логических упражнений на классификацию, обобщение, сравнение. Логические упражнения помогают детям усваивать не только слова, понятия, но и приёмы мышления, систематизировать словарный материал. Предлагаются, например, загадки о капусте, моркови, луке, огурце, потом задаё тся вопрос: «Как назвать это одним словом?» Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок-схем, так как детское мышление требует наглядности.
Одним из эффективных источников фольклора является сказка. Мордовский народ создал очень много разных сказок. Они вводят ребенка в мир природы, знакомят с жизнью диких и домашних животных. При пересказе сказки мы используем метод моделирования. (Модели к сказке «Как собака друга искала»).
На экскурсии необходимо обратить внимание детей на красоту и величие природы, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Задача воспитателя - формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку, в мордовские народные песни, в которых поется о красоте мордовской природы.
Из всего вышесказанного следует отметить, что использование фольклора в экологическом воспитании приводит к замечательным результатам: способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и доброго отношения к природе, к растениям и животным.
Фольклор раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир фольклора, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством фольклора – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!
Список используемой литературы
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, -М., 2000
2. Киркина Е. Н. Хрестоматия к программе «Валдоня» : Пособие для дошк.
образов. учреждений РМ, - Саранск, 2004
3. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. - М., 2011.
4. Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы
Дошкольного образования (О. В. Бурляева и др.)- Саранск, 2011