Галина Князева
Роль рисования в диагностике и развитии творческого потенциала личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена уникальность каждой личности привлекала особое внимание. В современном мире с появлением множества методик раннего развития родители могут разглядеть у малыша особые способности, талант, даже одаренность, уже «с пеленок». Важная роль на данном этапе отводится работе педагогов-воспитателей. Только благодаря созданию партнерских отношений с семьями воспитанников можно создать благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребенка. Воспитатель как наставник предоставляет родителям информацию о понятии «одаренность», проводит диагностику творческих работ воспитанников, сообщает о проявлении индивидуальных способностей у каждого ребенка во время пребывания в ДОУ, проводит консультации, дает рекомендации по развитию творческих способностей.
Публикация «Роль рисования в диагностике и развитии творческого потенциала личности дошкольников» размещена в разделах
Актуальность развития творческого потенциала личности ребенка в современном обществе только возрастает, так как все больше ценится интеллект и креативность. В социальной сфере ведущим становится интеллектуальное производство, главным двигателем прогресса – новые креативные идеи и технологии. Поэтому в планировании воспитательно-образовательного процесса мы уделяем особое внимание диагностике и развитию детской одаренности, так как это становится все более важной задачей. В своей работе мы используем методики диагностики одаренности М. А. Холодной и С. А. Савинкова.
Данные специалисты разграничивают словосочетания «детская одаренность» и «одаренные дети», объясняя разницу неодинаковыми психологическими явлениями. У понятия «детская одаренность» есть смысловой аналог – потенциал личности. По мнению М. А. Холодной, об определенном уровне одаренности или степени развития этого потенциала можно говорить применительно к каждому ребенку. Природа отмечает каждого человека, но кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому следует обратить особое внимание на взаимодействие педагогов как специалистов с семьями воспитанников. Благодаря совместным усилиям мы можем создать все условия для проявления, развития и реализации творческого потенциала наших детей. Кроме того, работа в данном направлении переходит на совершенно другой уровень в связи с введением ФГОС. В соответствие с законодательством, родители уже официально являются участниками образовательного процесса, который в наше время основывается на принципе гуманности. Именно поэтому успешное взаимодействие семьи и педагога является залогом успешной социализации ребенка. Как отметил один из философов, семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
На современном этапе развития общества все более важным становится преемственность поколений, национальные духовные традиции и культурный опыт. В системе образования данная задача выполняется непосредственно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование социо-культурной компетенции у воспитанников.
В соответствие с ФГОС новой целью образования становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Ключевой задачей образования как ведущей социальной деятельности общества является формирование российской гражданской эдентичности личности.
Для формирования личности ребёнка большое значение имеет рисование. Рисование это специфическое образное познание действительности. Во время рисования ребёнок тренирует память и внимание, развивает мелкую моторику, учиться думать и анализировать, фантазировать сравнивать и соизмерять. Рисование развивает чувственно – двигательную координацию, помогает овладеть формами и величиной предмета. А также узнать свойства материала. Все это способствует развитию эстетических чувств и способностей ребёнка, к его постепенному осмыслению окружающего.
Педагоги нашего детского сада большое внимание уделяют всестороннему формированию навыков по рисованию. Для этого с детьми они проводят различные виды занятий : предметное рисование, рисование по выбору, рисование по представлению, декоративное рисование, сюжетное рисование. На занятиях по рисованию педагоги проводят обыгрывание предметов. На начальных этапах используют различные приёмы : «рука в руке», показ. В дальнейшем чаще используют приё м: частичный показ и объяснения. Педагоги учат детей: ориентироваться на листе бумаги, рисовать с натуры предметы разной формы и величины, рисовать по сюжетам сказок, изображать человека и животных в движении, составлять узор из элементов хохломской, дымковской, городецкой росписи, правильно держать кисть и карандаш, закрашивать в одном направлении, адекватно использовать цвет, планировать и оценивать свою работу.
Мы считаем необходимым обязательно закреплять дома навыки по рисованию, приобретенные в детском саду. Для этого предпочтительнее использовать карандаши и краски. Далее приведены рекомендации для родителей, которые можно использовать для развития творческих способностей в домашних условиях.
Правила рисования карандашами :
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним) поддерживая сверху указательным не смещая сильно, но и не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуем линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуем слева направо, рука должна находиться внизу от линии. Так видно линию и она будет прямая.
3. Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги. Не следует проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы рисуем одним движением руки, без остановки.
6. Закрашивать рисунок нужно неотрывным движением руки - туда и обратно.
7. Штрихи накладывать необходимо в одном направлении сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании нельзя заходить за контуры нарисованного предмета. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
9. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: при сильном нажиме - получим яркий цвет, при слабом – светлый цвет.
Правила рисования красками :
1. Кисть нужно держать тремя пальцами (между большим и средним) поддерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу. Важно чтобы рука с кистью двигалась впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. При рисовании тонких линий кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунка кистью линии нужно накладывать рядом и вести их в одном направлении и только в одну сторону. Каждый раз, начиная движение сверху или слева. Каждую линию при закрашивании и рисовании проводят только один раз.
6. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.