Елена Полякова
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Любой из нас пришёл в этот мир творить добро, надеяться, любить, смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться Говорить. Речь - важный элемент в деятельности человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Ведущее место в речевом развитии детей имеет игра. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний, дает возможность совершенствовать речь ребенка, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающем мире. Использование игровых приемов повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. Игра - основной вид деятельности ребенка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Играя, ребенок приобретает подлинную социальную практику, разностороннее воспитание и речевое развитие. Основными задачами речевого развития в дошкольном периоде являются :
Публикация «Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи.
Словарная работа.
Развитие связной речи.
Таким образом, можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи, в той или иной степени могут быть реализованы через игровую деятельность. С целью развития речи детей старшего дошкольного возраста следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог выбирает в качестве основной цели одну или две функции, которые будут для него наиболее важными.
На сегодняшний день наиболее актуальными и ведущими являются следующие группы детских игр:
1. Творческие игры :
• Режиссерские
• Сюжетно-ролевые
• Театрализованные
• Игры со строительным материалом
2. Игры с правилами :
• Подвижные игры
• Дидактические игры
Использование в работе творческих игр способствует формированию у детей диалогической речи, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра является основой для становления у детей регулирующей функции речи. Потребность в общении и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навык быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Положительно влияют на речи детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, доступно сформулировать правила, организовать пространство, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности. Для реализации эффективной игровой деятельности, направленной на развитие речи детей, могут быть использованы следующие методы и приемы.
1. Наглядные (рассматривание картин, предметов, экскурсии).
2. Продуктивные (дидактические игры на развитие связной речи, творческие задания, пластические этюды, хороводные игры).
3. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал).
Приемы:
• Речевой образец.
• Повторение.
• Объяснение.
• Оценка детской речи.
• Опосредованное общение через игрушку.
• Называние.
• Показ объекта или действия.
• Включение нового слова в предложение.
• Объяснение происхождения слова.
• Загадки, дидактические игры, чтение.
Систематическое проведение игр, направленных на развитие речи старших дошкольников может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи и успешной подготовки к обучению в школе. Развивать речь детей можно и нужно в любой игре.